21 сентября в Белом зале СПбПУ Петра Великого состоялся единственный в Санкт-Петербурге концерт «Терменвокс возвращается» в исполнении дочери Натальи и правнука Петра Термена, маэстро Масами Такеучи и его учеников, участников ансамблей матрёминов «Da» и «Mable» из Японии, играющих на матрешках с терменвоксом в корпусе. На концерте в числе зрителей был генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге Ёсихиро Ямамура.
— Сегодня мы открываем юбилейный 10-й концертный сезон уникальным концертом для Санкт-Петербурга, который напрямую связан с именем человека, прославившим своими изобретениями Политехнический университет. 95 лет назад в этих стенах ученый-политехник Лев Термен впервые представил публике электромузыкальный инструмент терменвокс. При всей своей уникальности, для нас политехников это изобретение является синергией науки и музыки, символом творческого подхода в инженерном деле, которому мы учим наших студентов — с такими словами приветствия обратился к публике в этот вечер директор Департамента молодежного творчества и культурных программ, заслуженный работник культуры России Борис Игоревич Кондин.
Петербургское изобретение начала XX века стало частью современной японской культуры и было модифицировано в необычный и загадочный инструмент — матрёмин. Его изобретатель, музыкант и педагог Масами Такеучи привез в Петербург своих учеников — ансамбли матрёминов, чтобы познакомить российского зрителя с теременвокс-культурой.
— В 1993 году я приехал в Москву для того, чтобы учиться играть на терменвоксе, а по возвращении в Японию не только сам продолжил играть на этом инструменте, но и начал обучать игре на нем, — рассказал руководитель ансамблей матрёминов Масами Такеучи. — Играть на терменвоксе очень сложно, и я подумал, что чтобы привлечь внимание к этому инструменту, необходимо облечь его в форму поп-культуры. В детстве я изучал акустику, и знаю, что матрешка из-за своей формы и свойств липы, из которых ее делают создает хорошую акустику и резонанс — это и определило мой выбор, к тому же у русской матрешки японские корни. Так, у меня появилась возможность сыграть русские песни перед российскими зрителями. Ваши песни очень душевные и много значат для вас, поэтому концерт в Белом зале — большой вызов самому себе. Я хотел проверить, смогу ли я, японец, затронуть сердца российских зрителей.
Ансамбли матрёминов исполнили японскую народную музыку и порадовали зрителя попурри из русских песен. Оригинально звучали «Катюша», «Очи черные», военная песня «Огонек» и другие. Изобретатель матрёминов Масами Такеучи — главный пропагандист терменвокс-культуры в Японии — в этот вечер солировал на терменвоксе. В его репертуаре — произведения русских классиков, кажется, что некоторые из них, как например «Жаворонок» Михаила Глинки, были написаны специально для терменвокса. К слову, именно этот романс с помощью Льва Термена в 1922 году исполнил Владимир Ленин при знакомстве с уникальным изобретением в Кремле.
— Для меня как для человека, который играет на терменвоксе, возможность выступить в Белом зале имеет огромное значение, — делится Масами Такеучи — Профессор Лев Термен изобрел этот инструмент в одной из лабораторий университета и после также играл на нем в Белом зале. Стены, сцена — все помнит его движения и вибрации. И то, что спустя много лет «голос Термена» вновь звучит, придает нашему концерту особый романтизм.
Музыку, рождаемую движением рук в воздухе, в этот вечер исполнила также дочь Льва Термена Наталья, которая представила публике Генделя и отрывки из оратории «Страсти по Матфею» Баха. Возможности «голоса Термена» лучше всего были продемонстрированы в «Вокализе» Рахманинова правнуком изобретателя Петром Терменом. Публика живо реагировала на исполнение музыкантов. Белый зал в этот вечер рукоплескал «голосу Термена» также как ему рукоплескали в лондонском «Альберт-Холле», парижском «Гранд-Опера», американском «Метрополитен-Опера», в филармониях Германии.
Прошедший концерт в Политехническом может стать новой страницей в вековой истории терменвокса. В планах Департамента молодежного творчества и культурных программ совместно с правнуком Термена открыть школу игры на этом инструменте при Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, и в Белом зале еще не раз будет возможность услышать — как звучит «голоса Термена».
— Выступить в Политехническом спустя 95 лет как здесь демонстрировал свое изобретение Лев Термен — очень значимое для меня событие, — делится Петр. — Сегодня мне было важно также побывать в помещении лаборатории Льва Термена и погрузиться в атмосферу науки. И было бы замечательно начать обучать игре на терменвоксе студентов там, где творил Лев Термен, где прошли одни из самых счастливых лет в его жизни.