Стартовала продажа билетов на премьерный спектакль 60-го юбилейного сезона Государственного театра оперы и балета УР им. П. И. Чайковского — оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Опера будет показана 15 и 19 апреля, в рамках 61-го фестиваля искусств «На родине П. И. Чайковского». Особое внимание постановка привлекает тем, что опера ставится крайне редко — в настоящий момент их наберется едва ли больше пяти во всех театрах мира.
Билеты на премьеру можно приобрести в кассе театра, а также на сайте
operaizh.ru.
Николай Римский-Корсаков«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»Опера в трех действиях
Режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств У Р Николай Маркелов
Дирижер — заслуженный деятель искусств У Р Николай Роготнев
Сценография, костюмы — Сергей Новиков (Санкт-Петербург)
Хормейстер — заслуженный деятель искусств У Р Людмила Елисеева
Продолжительность 180 минут.
Немногим более ста лет назад, вначале 1900-х, русский композитор Николай Римский-Корсаков приступил к своей четырнадцатой, предпоследней, опере. Сюжетом ее стали две древнерусские легенды XIII века — о «Невидимом граде Китеже» и сказание о св. княгине Февронии Муромской. В легенде о Китеже реальные события эпохи татаро-монгольского владычества приобрели фантастическую окраску: град был спасен от разорения татарами Божьим промыслом — он сделался невидимым и стал местом идеальной жизни. Источником для оперы послужили летописи, легенды, сказания, народные песни, былины и духовные стихи. В опере предстает галерея ярких национальных типов: идеальный образ русской женщины, верной и любящей, готовой на подвиг; драматичный образ Гришки Кутерьмы, морально сломленного; воинов-защитников, идущих на смерть.
Римский-Корсаков, работая над оперой формально эпической, почти сказочной, вложил в нее предчувствия о судьбе страны. Начало XX века… Маятник завис в высшей точке, время остановилось, еще миг — и он неотвратимо качнется в противоположную сторону, набирая скорость, сметая все на своем пути. Для России это не в первый и не в последний раз — маятник раскачивается, а значит, перемена времен неизбежна, история будет повторяться: монголо-татарское иго, революции, отечественные войны… Мужчины будут воевать, предатели предавать, а женщины молиться. И не столь важно, какие рубахи или мундиры на тех, кто готов умереть за Родину. Их ждет Китеж, невидимый град, возникший по промыслу Божьему. «Всяк, кто ум не раздвоен имея, паче жизни в граде быть восхощет».
В новой постановке, освободившись от точной временной привязки к русскому средневековью, опера получает большую свободу трактовки образов: среди защитников Китежа мелькают люди в бушлатах, силуэт врагов-татар напоминает рыцарские латы… Времена и эпохи сливаются, таким же трансформациям, причем буквальным, подвергается и пространство: лес, келья, город, церковь суть одно — место, где каждый выбирает свой путь. Ведет ли этот путь к невидимому граду?