Первый вечер закрытия стал своеобразным отчётом солистов и камерного хора филармонии. Афиша «Концерт на бис!» обещала меломанам исполнение популярных и любимых произведений. Так и случилось.Романс П. Чайковского на стихи А. Апухтина «День ли царит?!» в взволнованно-романтическом исполнении лирического баритона Ильяса Батчаева с первых звуков погрузил зал в мир музыкальных шедевров, следовавших один за другим. Слушателей в очередной раз покорил искренностью и музыкальностью лауреат международных конкурсов Юрий Беляев, исполнивший популярные арии из опер Г. Доницетти «Любовный напиток» и А. Аренского «Рафаэль». Покорённая бархатным баритоном Сергея Захарченко, публика завороженно слушала знаменитую «Эпиталаму» из оперы
А. Рубинштейна «Нерон» и «Серенаду Дон Жуана» П. Чайковского на стихи А. Пушкина.
С удовольствием зал принял «Хабанеру» и «Цыганскую песню» из оперы Ж. Бизе «Кармен» в исполнении лауреата международного конкурса Елены Тонких. В царство удивительных по красоте мелодий короля вальса И. Штрауса увлекла лауреат международного конкурса Марина Сивцова. Её лёгкое сопрано поведало историю Адели из оперетты «Летучая мышь» и окутало дивным ароматом песни «Венские фиалки».
В программу 1-го отделения концерта были включены и вокальные ансамбли. Дуэт Дона Карлоса и Родриго из оперы Д. Верди исполнили Ю. Беляев и И. Батчаев. А дуэт Церлины и Дона Жуана из оперы В. Моцарта «Дон Жуан» волею исполнителей превратился в трио. Перед М. Сивцовой (Церлина) появились сразу два Дона Жуана (С. Захарченко и И. Батчаев)… Эта милая шутка и театрально разыгранная сцена растерянности Церлины в выборе избранника от души повеселили публику. Празднично прозвучала «Застольная» из оперы Д. Верди «Травиата».
Особый респект лауреату международных конкурсов пианисту Ольге Козыревой, выступившей в концерте в двух ипостасях — концертмейстера и солиста. На ней держалось всё первое отделение. Чуткий и деликатный аккомпаниатор, умеющий почувствовать каждого из пяти солистов, высветить их лучшие вокальные и музыкальные данные, быть прекрасным ансамблистом и надёжным соавтором на сцене. В сольном исполнении Ольги прозвучали «Вальс» Ф. Шопена и «Прелюдия» С. Рахманинова. Поэтичный «Вальс» унёс слушателей в мир прекрасных грёз, а суровая философия «Прелюдии» вернула на бренную землю и заставила тревожно биться сердца. Слушала Ольгу Козыреву и удивлялась эмоциональной амплитуде, выраженной в умении заставить рояль звучать от нежного piano (тихо) до страстного forte (громко) и выразительном построении каждой музыкальной фразы. Браво!
Вела программу концерта музыковед Ольга Руднева. Её лаконичное и одновременно ёмкое по смыслу с тонким чувством юмора представление артистов и номеров украсило «Концерт на бис!».
Во втором отделении царило хоровое пение a capella — без инструментального сопровождения, что, безусловно, является искусством «высшего пилотажа». В конце февраля камерный хор филармонии большой разнообразной программой отметил своё 15-летие. И вот на суд слушателей представлен огромный труд — 17 произведений! Этому коллективу подвластны все жанры: лучшие образцы народных песен в сложных обработках современных композиторов, эстрадные и джазовые композиции, требующие исполнения на языке оригинала. Главный хормейстер Елена Бутова с фанатичной одержимостью ищет новые произведения для пополнения репертуара. И следует отметить, что ей это удаётся. Рамки рецензии не позволяют перечислить все номера концерта, с блеском спетые душой и сердцем каждого хориста. Искренностью и нежностью были наполнены русские народные песни «Да по речушке утёнушка плавала», «Белая черёмуха» с соловьиными трелями, лихой «Русский пляс» с хлопками и «Весёлая кадриль» в обработке руководителя инструментальной группы вокально-хореографического ансамбля «Слобода» заслуженного артиста России Владимира Карпенко. Отличным строем и тембральным слиянием голосов порадовал мужской квартет (Даниил Осипов, Владимир Хан, Евгений Боридько и Святослав Морев) в русской народной песне «Вьюн над водой». Зажигательная джазовая композиция «Беги, беги, беги…» с имитацией цокота копыт в исполнении эстрадного ансамбля камерного хора украсила программу. А шуточная мексиканская песня «Кукарача» (в переводе — «таракан») развеселила зал.
Каждое исполняемое произведение было маленьким спектаклем. Елена Бутова — хормейстер высокого класса — сумела объединить в мощный конгломерат 20 вокалистов и создать союз единомышленников, преданных искусству хорового пения. Надёжными помощниками руководителя являются солисты хора — Галина Терлецкая, Галина Петрова, Софья Харченко, Евгений Боридько и концертмейстер Любовь Снадная, роль которой в повседневной работе коллектива трудно переоценить.
С нетерпением интеллигенция города ждала и второй вечер закрытия сезона. Следует отметить, что обе программы выступлений, утвержденные директором филармонии Ларисой Коневой, были тщательно составлены на художественном совете с учётом пожеланий руководителей коллективов и зрительских пристрастий.
В финале сезона публика шла на концерт «Любовь и страсть блистательной эпохи», предвкушая встречу с симфоническим оркестром под управлением главного дирижёра Юрия Михайленко, лауреатами международных конкурсов — солисткой Астраханского государственного театра оперы и балета Ириной Белой, солистом Пермского государственного театра оперы и балета Сергеем Годиным и пианистом Андреем Коробейниковым, покорившим слушателей своим искусством на «Музыкальной осени Ставрополья».
Можно предположить, что для многих оркестрантов и гостей в зале страницы опер «Милосердие Тита», «Идоменей, царь Крита», «Похищение из сераля» и «Дон Жуан» гениального венского классика В. Моцарта ранее были не знакомы. Музыковед Татьяна Диева в развёрнутой аннотации к каждой арии, исполняемой солистами на языке оригинала, знакомила с либретто оперы и переводом текста. А слушатели наслаждались красивой музыкой и восхищались искусством исполнителей.
Сергей Годин — лирический тенор, которому подвластны «королевские» высокие ноты, широкое дыхание, мягкий тембр голоса, виртуозные пассажи, исполнил три арии Тита и был галантным партнёром в дуэте с Ириной Белой — любимицей публики. Многие из присутствовавших в зале хорошо помнят первые шаги этой миниатюрной очаровательной певицы на сцене Ставропольской филармонии, её победы на конкурсах, приглашение на работу в Астраханский оперный театр. С благодарностью вспоминает Ирина годы учёбы в Ставропольском музыкальном училище, где ей посчастливилось учиться в классе замечательного педагога Нины Владимировны Колесниковой, и с радостью ежегодно принимает приглашение руководства филармонии участвовать в концертах. В исполненных ариях певица продемонстрировала прекрасное владение голосом. Её серебристое колоратурное сопрано легко парило в сложных виртуозных пассажах и фиоритурах, которыми изобилует музыка Моцарта, гармонично соединяло патетику, задушевность и мелодизированный речитатив. Симфонический оркестр под управлением Юрия Михайленко очень мягко и достойно сопровождал пение солистов.
Апофеозом вечера стало выступление Андрея Коробейникова. О сложной судьбе этого выдающегося пианиста — лауреата более 20 самых престижных конкурсов, концертирующего по всему миру с лучшими дирижёрами и симфоническими оркестрами, которого музыковеды называют «музыкантом мира», читатели ранее имели возможность познакомиться на страницах «Вечёрки». Конечно, мы очень ждали встречи с ним. В этот приезд прозвучал Концерт № 3 Л. Бетховена. Для исполнения произведения такого масштаба пианист должен обладать филигранной виртуозной техникой и уметь «петь» на рояле, чтобы передать бурю страстей, патетику, лиризм и созерцательность. Всё это мы услышали в игре маэстро, где не было стандартной интерпретации. Сохраняя все пожелания композитора, он предложил своё понимание замысла и был очень убедителен в этом. Публика с восторгом, стоя, благодарила артиста и долго не отпускала со сцены.
Достойным «соперником» пианиста был симфонический оркестр. Ведь особенность инструментального концерта — это соревнование солиста и оркестра. Приятно было слышать мнение Андрея Коробейникова и Ирины Белой о возрастающем профессионализме коллектива, о приятном и удобном музицировании, о взаимопонимании и благородстве дирижёра Юрия Михайленко и оркестра в интерпретировании произведений. В очень хорошей форме находится струнная группа, которую отличает ансамблевая слаженность, ритмическая организация, штриховая культура и тонкая нюансировка. Лучше стал строй в группе духовых инструментов. За этим стоит огромный труд дирижёра и оркестра. Бурные аплодисменты, возгласы «браво!» и цветы стали выражением огромной благодарности каждому участнику незабываемого вечера. Покидая филармонию, меломаны изучали афиши концертов «Музыкальной осени Ставрополья», которые откроют 117-й сезон, и говорили, что билеты надо приобретать уже сейчас. Артистов после интересного и трудного сезона ждёт заслуженный отпуск. Пожелаем им хорошего летнего отдыха.
Татьяна ДАНИЕЛЯН, заслуженный работник культуры России.Фото автора.vechorka.ru/article…ioz/