Стихия человеческих контактов

Добавлено 19 сентября 2014 muzkarta

Зал имени Гуляева, Тюменская филармония

Солист оркестра Даниэль Хоуп – лауреат премии Classical Brit Award || Фото Юрия ХОЗЯИНОВА

В середине сентября Тюменская государственная филармония официально открыла юбилейный 70-й сезон

В последнее время учреждения культуры Тюменского региона значительно убыстряют рабочий ритм: сезоны в них открываются раньше примерно на месяц. Вот и Тюменская государственная филармония, отступив от канонов (прежде ТГФ давала старт концертам в начале октября – в Международный день музыки), позвала друзей в зал имени Гуляева 15 сентября. Первый вечер юбилейного творческого года тюменцы провели с музыкантами Государственного академического симфонического оркестра России имени Евгения Светланова. Но прежде о планах и идеях учреждения журналистам рассказал генеральный директор Тюменского концертно-театрального объединения Михаил Бирман.

От заката до рассвета

Именно в таком авральном режиме Тюменская филармония собирается трудиться до зеленого времени года. Но и тогда артисты и руководители вряд ли отдохнут как следует, потому что – фестиваль «Лето в Тобольском кремле», а значит – новые программы, требующие полной отдачи.

Торжество, посвященное 70-летию ТГФ, придется на 21 ноября. По словам Михаила Бирмана, юбилейный концерт учреждение проведет силами собственных коллективов (возможно, и сам Михаил Михайлович сядет за рояль). Сейчас они, кстати, с головой в хореографических и музыкальных турах: ансамбль танца «Зори Тюмени» готовится к поездке в Германию, а вокально-эстрадный ансамбль «Санрайз» – к фестивалю русской музыки в Лондоне. На недавнем собрании членов Союза концертных организаций России в Екатеринбурге Бирман получил предложение о сотрудничестве от Минской филармонии. Хотят дружить с Россией и представители Харьковской филармонии, утверждающие, что музыка – вне политических скандалов и за позитивные человеческие контакты.

Сломанная музыка

О том же в обращении к слушателям-зрителям высказался и дирижер симфонического оркестра имени Светланова Владимир Юровский. Коллектив, которым он руководит последние два года, уже был в Тюмени пять лет назад с другим дирижером Марком Горенштейном. Нынче к российским музыкантам присоединился еще и британский «скрипач пронзительного интеллекта» Даниэль Хоуп. Программу для тюменцев Юровский выбрал необычную. Михаил Бирман говорит, что это правильно, поскольку наша публика уже готова к восприятию не только шаблонных благозвучных классических произведений, но и таких – авангардных. Я бы назвала их «разломными», предназначенными в качестве фона для психоделических черно-белых немых кинолент. Владимир Михайлович окрестил их «посвящением Первой мировой войне» – самому страшному событию XX века, которое повлекло за собой все дальнейшие трагедии: распад Германской, Австро-Венгерской, Российской и Османской империй и нынешние проблемы на Ближнем Востоке.

Стартовой ступенью первого отделения стали фрагменты симфонической картины «Из апокалипсиса» Анатолия Лядова, написанные за два года до войны. Композитор как будто предчувствовал беду. Что и говорить: весь мир был пропитан ожиданием страшного исхода… 1914 год стал для автора последним в жизни: проводив на Первую мировую старшего сына Михаила, он «растаял» от сердечной
болезни. Через несколько месяцев после начала военных действий Дебюсси написал странное лаконичное произведение «Героическая колыбельная». Буквоеды воскликнут: «Какое нелепое сочетание!» Но это – плач по погибшим бельгийским солдатам.

Третья «вещь», прозвучавшая в первом отделении, потрясла весь зал. Автор концерта для скрипки с оркестром (здесь и солировал Хоуп) – молодой композитор из Великобритании Габриэль Прокофьев – внук Сергея Прокофьева. Чего только не усмотрели в «новинке 2014 года» тюменцы! Здесь и непомерная гордость наций, ввязавшихся в войну, и подготовка к боевым действиям как к пиршеству, и смятение, и… шок. А после – контузия. Зал напрягся, слушая резкие ударные и звон тарелок. Наверное, так гудит голова раненого солдата или так скрипят «суставы» марионеток, управляемых властным кукловодом. Невероятное полистилистическое произведение, до которого еще нужно дорасти.

…Родители шестилетнего тюменца Володи Юровского решили, что их сыну пора прикоснуться к миру прекрасного. Свое знакомство с филармонией мальчик начал с концерта полного тезки, дирижера Владимира Юровского. Эксперимент удался: обалдевший от впечатлений, да еще и пожавший руку мастера, ребенок уже сейчас задумался о будущем. Если он не повторит судьбу руководителя симфонического оркестра имени Светланова – не беда. Пусть станет человеком, чувствующим звуки, радость и боль музыки.
Ирина НИКИТИНА

http://www.tumentoday.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору