«Послужной список» у этого музыканта немного короче, чем у Гергиева. Ну ничего, он же и помладше.
В общечеловеческом смысле
Сергей Николаевич Загадкин еще сравнительно молод. Но его музыкально-генеалогическое древо глубоко уходит корнями в самарскую культурно-историческую почву. Прародительницей музыкальной династии была его бабушка, Серафима Александровна Котельникова. Отец,
Николай Михайлович Загадкин, — скрипач, концертмейстер оркестра филармонии, педагог. Мать,
Магдалина Николаевна, — пианистка, заведующая фортепианным отделом Куйбышевского музыкального училища.
Если у человека мать и бабушка пианистки, то и в жены ему, скорее всего, небеса предназначили пианистку. Сергей Загадкин с супругой
Вероникой образовали уже третий «этаж» музыкальной династии.
В четвертом поколении Загадкиных — пианист
Александр и скрипачка
Ольга. Подрастает и пятое поколение. Ждем и с надеждой смотрим на самарское небо — когда зажжется на нем и эта звезда…
Сергей Загадкин — бесспорный лидер самарской пианистической школы, заслуженный артист России, солист Самарской филармонии, профессор Самарского государственного института культуры, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных (класс народного артиста России профессора А. Г. Севидова). «Фортепианные гены» Аркадия Севидова унаследовали оба поколения Загадкиных: у него учился и сын Сергея — Александр.
Что это за гены, чем отличается «школа Севидова»?
«Пианист обладает сверхромантической индивидуальностью, — пишет о Севидове „Дейли Ньюс“. —
Его общение со слушателем идет от продуманной, выверенной, монументальной музыкальной архитектуры».
Этим же характеризуется и игра Сергея Загадкина. Пианизм его — постоянное балансирование между драматическим напряжением и самоконтролем. Как будто ничего случайного: железная воля, продуманная конструкция, точно воплощенный замысел. С другой стороны — мгновенная спонтанная реакция на меняющуюся ситуацию концертного музицирования. Как солиста самарская публика давно знает и любит Загадкина (кстати, хорошо помню давнее выступление Сергея на конкурсе Кабалевского — лет сорок назад; вот если не ошибаюсь, с этого времени и началась известность его как яркого солиста).
Но Сергей Николаевич славится не только как солист. Цены нет Загадкину как ансамблисту, как концертмейстеру! Спонтанность, быстрота реакции — это как раз качества для участника ансамбля очень важные. А они присутствуют у С. Загадкина в избытке. Их он и продемонстрировал в ансамблях с дочерью Ольгой («Фолия» А. Корелли, «Цыганка» М. Равеля) и сыном Александром («Симфонические танцы» С. Рахманинова).
Лирико-драматический пианизм Сергея Загадкина в следующем поколении преломился в основном в лирическом ключе. Сдержанно-мягкая (а не дерзко-неожиданная, как у Равеля) «Цыганка», углубленно-лирическая (а не экстатическая, как у Корелли) «Фолия» — такой предстала «скрипичная» часть программы у Ольги Загадкиной. Не потому ли так сдержанна в эмоциональном отношении молодая скрипачка, что работает в оркестре (в академическом театре оперы и балета)? Оркестр живо отучит от ритмических вывертов, от всего слишком произвольного, капризного, импровизационного!
Мягко, певуче, лирично звучал рояль у Александра в пьесе Чайковского «У камелька» из цикла «Времена года», выразительно и рельефно — в «Жатве». Мирно текло время, размеренной и уютной была жизнь полтора века назад! Идиллический девятнадцатый век, другой мир — с чистым воздухом, нетронутой природой, неиспорченными сердцами человеческими…
Наталья Эскина
Музыковед, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России.
Фото Дениса Егорова«Культура. Свежая газета» № 3(70) за 2015 годsjrs.ru