28 января струнный квартет «Премьера» представил в большом зале Пензенской филармонии новую программу под названием «Неоконченные квартеты». Честно говоря, большой зал в качестве площадки стал сюрпризом для пришедших слушателей, но исключительно приятным.
Учитывая недавние события в нашем городе с ТЭЦ, можно было предположить, что «Незаконченные квартеты» окажутся еще и перенесенными, объявление на служебном входе о том, что «в связи с аварией на тепловых сетях с 26 января и до особого распоряжения отменяются занятия всех творческих коллективов» красноречиво об этом свидетельствовало, но, по счастью, обстоятельства изменились и любители классической музыки смогли услышать совершенно уникальную программу.
Чайковский, Рахманинов, Шуберт, Григ, Гайдн и Бах — композиторы, представляющие разные эпохи и стили, «встретились» в рамках одного концерта по причине наличия у них незавершенных произведений, в основном как раз струнных квартетов.
Об истории создания программы художественный руководитель «Премьеры» Вячеслав Филиппенков рассказал следующее:
— Получилось все достаточно спонтанно. Изначально планировался другой проект, мы должны были играть с Алевтиной Поляковой, джазовой тромбонисткой, которая несколько лет назад принимала участие в фестивале «Джаз-май». Мы уже с апреля прошлого года готовили эту программу, и вдруг в конце года обстоятельства складываются таким образом, что запланированный концерт отменяется и срочно надо выдавать новый материал.
Понятно: за столь короткое время невозможно подготовить что-то очень масштабное, я задумался, что реально можно воплотить, и тут откуда-то из подсознания вспыли мысли о незаконченных произведениях. Достаточно давно я знал о существовании «Искусства фуги» Баха — удивительном незаконченном произведении, в котором музыка звучит, звучит, а потом внезапно обрывается. Я раньше держал в уме это произведение в контексте того, что было бы интересно им закончить целую программу Баха.
Потом вдруг вспомнил о незаконченном квартете Рахманинова, который в свое время в нашем городе исполнил Квартет им. Шостаковича. В свое время, услышав его, я испытал настоящее потрясение: вторая часть в нем длится 16 минут (хотя тот же Квартет им Шостаковича уложился за 7, прибавив темп) это — настоящий минимализм, очень необычная форма, особенно для людей, воспитанных на романтике.
И вот так одно за другим вспоминалось что-то подобное, кое-что я поискал в сети на предмет незаконченности — оказалось, что и у Чайковского есть незаконченный квартет, вспомнился и Шуберт. Я предложил своим коллегам такую программу, они заинтересовались, и в результате мы подготовили подобные произведения.
Причины, по которым каждое из произведений осталось таковым оказались совершенно разными. Струнный квартет № 12 до минор Шуберта — не единственная работа такого рода в наследии композитора, он оставил много неоконченных произведений, что было связано с разными причинами: от вдохновенных поисков новых способов выражения до элементарного переключения на другие работы по причине острой нужды в деньгах. Тем не менее, данный квартет Шуберта входит в золотой фонд классической музыки, его достаточно часто исполняют.
Именно с Шуберта участники квартета «Премьера» начали свое выступление и, возможно, именно из-за того, что в целом это произведение давно не вызывает вопросов в музыкальном мире, оно слушалось наиболее ровно, сюрпризов не случилось — золотой стандарт.
Хотя понимание этого воникло чуть позже, во время прослушивания Рахманиновского Второго Квартета соль-минор. Отмечу, кстати, грамотный, очень познавательный текст ведущей концерта, но иногда тот факт, что вас о чем-то предупреждают в плане эмоций, может стать личному восприятию как опорой, так и оказать медвежью услугу.
Сложно сказать, когда вообще должен звучать этот безусловно интересный текст о форме и содержании: до или после исполнения. Ясно одно: данное произведение действительно переворачивает все представления о рахманиновской музыке. Оно невероятно современное. И, при условии хотя бы небольшого знакомства с актуальной музыкой, воспринять информацию о его странностях и даже «неразвитии темы» весьма парадоксально.
Рахманинов опередил время, да, ему наверное пришлось трудно, но в наше время зачастую музыкальные темы выглядят именно так. Мне лично показалось, что многие кинокомпозиторы да и прогрессив-рокеры (особенно скандинавские), тайно прослушали две существующие части этого квартета и, отталкиваясь от этого, написали что-то свое.
А если учесть, что исполнялось произведение в полной темноте, светили только небольшие лампочки над партитурами музыкантов — эффект был совершенно потрясающий.
Далее в программе звучал струнный квартет ре-минор Йозефа Гайдна. Звучал безупречно, канонически, сразу становилось понятно, что принадлежит эта музыка настоящему мастеру, но в данном случае предворяющая его информация добавила новых красок к восприятию: появилось какое-то лукавство, даже кокетство. Гайдн был при жизни композитором успешным, известным и, судя по всему, неплохим бизнесменом. Единственный из всех этих авторов, он, будучи уже пожилым человеком, взяв из своего архива две части неоконченного квартета и решил, что пропадать добру не стоит. Отправил произведение в издательство именно в таком виде, добавив к партитуре визитку со словами: «Ушли все мои силы, я стар и слаб».
Во втором отделении программы сюрпризы продолжились. Эдварг Григ вспомнил о незаконченном «Квартете № 2 фа-мажор», пролежавшем более 15 лет где-то среди партитур ближе к концу жизни и, назвав его в дневниках «проклятым» и «недоделанным, как норвежский сыр», так и не смог закончить. И если вторая часть этого произведения звучит очень по-норвежски, с фольклорным колоритом, то первая и правда производит впечатление некоей музыкальной субстанции, в которой автор «подзастрял». Единственная сохранившаяся часть квартета си-бемоль мажор Чайковского оказалась неожиданно сложной с точки зрения мелодии, обычно его музыка легко ложится на слух и быстро запоминается, тут все оказалось труднее, а переход соло от одного инструмента к другому привнесло некое джазовое настроение.
— Если обычного неискушенного слушателя заранее не предупредить, что произведение не закончено, он это поймет? Условно говоря, если подойти к картине и увидеть, что часть ее написана маслом, а часть осталась в виде карандашного наброска, можно понять, что она незавершена (хотя в наше время даже в этом нельзя быть уверенным)? — Квартет обычно пишется в четырех частях, каждая часть должна иметь свой темп, хотя в современной музыке авторы могут отходить от классической четырёхчастной структуры. И все равно назвать произведение квартетом. Но слушатели приходят не за формой, а все-таки за музыкой. По сути, вся звучащая в этой программе музыка закончена. Сравнить с недописанной картиной, наверное, это нельзя. Есть, например, у Моцарта произведение, которое существовало в гораздо большем объеме, чем единственная оставшаяся от него партия первой скрипки. Его позже Шнитке дописывал уже со своим видением и компоновкой, но если взять одну эту партию и сыграть, то — да, слушатель поймет, что-то не так, пришли на квартет, а играет одна скрипка.
Существует немало известных незаконченных произведений, которые стали таковыми в силу трагических обстоятельств, то есть по причине смерти автора, например, «Реквием» Моцарта. В данной программе такой подтекст был только у творения Баха «Искусство фуги» . Все, что мы играем в этой программе, кроме него, звучит вполне законченным. По идее, для хорошего композитора нет никакой сложности и это произведение завершить — понятно, как это можно сделать, но уже не будет этого потрясающего эффекта.
Эффект действительно был. Баха «Премьера» тоже исполняла с приглушенным освещением, последняя фраза на альте прозвучала уже практически в полной темноте, теперь уже сложно представить, что подобное впечатление слушатели смогли бы получить в Органном зале, где изначально планировалось проведение концерта. Хочется отметить, что собранная и исполненная " Премьерой» программа вообще получилась уникальной и в каком-то смысле философской. Ну, а поскольку каждая программа квартета — событие штучное и вряд ли уже повторится, то как всегда и жалеешь тех, кто этого не услышит, и порадуешься за тех, кто был в этот вечер в зале. Мажарова Т. Фото автора
penza-online.ru