Солистки Пермской краевой филармонии — Евгения Камянская (орган) и Маргарита Соснер (сопрано) с большим успехом выступили на Международном фестивале «Органные вечера в Пицунде» (Абхазия).
Шестой фестиваль должен был стартовать10 сентября, но в связи с траурными мероприятиями по поводу гибели премьер-министра Абхазии Геннадия Гагулия, открытие перенесли.
— К сожалению, не все артисты смогли перенести свой график, поэтому нам пришлось сократить и изменить программу: фестиваль продлился с 13 по 15 сентября, — объяснила художественный руководитель Органного зала Пицунды Марина Шамба.
Среди участников — исполнители из Австрии, Германии, Абхазии, Казахстана, России.
Последние три года фестиваль перестал быть исключительно органным, и под аккомпанемент короля инструментов выступают музыканты других направлений: от оперных исполнителей до арфистов. Поэтому открывали фестиваль заслуженный артист Абхазии Лука Гаделия вместе с супругой певицей Кристиной Эшба, солисткой Абхазской государственной филармонии — давние друзья Пермской филармонии.
В этот же вечер, 13 сентября, на сцене Пицундского храма играла лауреат международных конкурсов Елена Кейлина, лауреат международных конкурсов (Вена). «Компанию» органу составили две барочные скрипки и альт.
14 сентября выступил солист Казахской государственной филармонии Габит Несипбаев, который в прошлом году принимал участие в XII Международном фестивале органной музыки Пермской филармонии.
Завершил второй день фестиваля заслуженный артист Абхазии Гарри Коняев немецкий органист, воспитанник Тбилисской консерватории, который много лет проработал органистом Патриаршего собора в Пицунде.
Закрывали фестиваль Марина Шамба, солистка государственной Абхазской филармонии, народная артистка Абхазии (орган, Пицунда), Сергей Будкеев, заслуженный деятель искусств (орган, Барнаул), Елена Хагба (арфа), солистка Государственного камерного оркестра Республики Абхазия (Сухум), Эмилия Терзян-Хагба (скрипка, Сухум).
А вот программу третьего дня открывали солистки Пермской краевой филармонии Евгения Камянская и Маргарита Соснер. Исполнительницы отозвались на национальную трагедию музыкой и включили в программу произведение О. Янченко «Богородице Дево, радуйся» и сочинение пермского композитора Н. Широкова «Адажио» для органа. Тем самым, представив музыку Пермского края.
Органистка Евгения Камянская:
— Очень рады, что смогли принять участие в столь престижном фестивале.
Конечно же, наше выступление не обошлось без экстрима. Во время концерта выключили свет во всём регионе — это обычное дело в Абхазии во время дождей. Естественно, орган перестал работать! Но мы не растерялись: я сразу же села за рояль, и часть произведений с вокалом мы исполнили в такой комбинации.
Примерно через 10 минут свет включили и мы вернулись к органу. Зрители были счастливы, мы тем более!..
Для справки
Фестиваль «Органные вечера в Пицунде» стал преемником Международного фестиваля органной музыки, проходившего ежегодно в Пицунде с 1977 года вплоть до 1992 года. Инициатором фестиваля довоенной поры был Леонид Ройзман — выдающийся российский органист, профессор Московской консерватории имени Петра Чайковского, при экспертном участии которого в Абхазии и в России появилось много органов известных немецких фирм.
Инициатива возрождения фестиваля органной музыки в Пицунде принадлежит ученице Леонида Ройзмана, первой абхазской органистке, художественному руководителю Государственного концертного зала Пицундского храма Марине Шамба.
Почти за 15-летнее существование фестиваля Пицунду с концертами посетили самые известные органисты России, Германии, Прибалтики, Украины, Армении и многих других стран.
О храме и органе
История города Питиунта, который ранее стоял там, где сейчас находится современная Пицунда, начинается с основания купцами греческого происхождения. Еще во II столетии нашей эры римлянами здесь было построено оборонительное сооружение с помощью наиболее современных в тот период технологий. Уже в IV столетии территория была дополнена древнехристианским храмом — базиликой.
В конце V — начале VI столетия храм-базилику украшали с помощью великолепной расписной мозаики, которая состояла из узоров и рисунков с различными замысловатыми сюжетами. Императору Византии Юстиниану Первому, который властвовал в то время над Пицундой (VI век), хотелось придать Питиусу статус важной со стратегической точки зрения крепости кавказского черноморского побережья. В VI столетии на территории сооружения там, где стоял уже в тот период обветшалый храм, согласно его приказам возвели здание нового еще более величественного храма. 541 год был отмечен первым в истории крещением абхазов, и именно на этом месте была расположена епископская кафедра. Остатки некоторых средневековых церквей в Пицундском комплексе обнаружили археологи в середине прошлого столетия. Когда уже Абхазское царство достигло эпохи своего расцвета, в IX—X вв. соорудили новую церковь, которая была построена с использованием кирпичей.
В 1975 году в церкви установили орган, который создала фирма «Щуке» в Потсдаме. Кроме того, тогда же было отстроено помещение концертного зала. Здесь проводятся концерты абхазских и российских артистов, которые собирают тех, кто любит академическую музыку.