Концерт камерного ансамбля Camerata Yakutsk состоялся в минувшее воскресенье 22 февраля в зале Якутского научного центра СО РАН. Программа вобрала редкую, удивительно красивую, возвышенную и волнующую музыку светлой палитры — сокровище для меломанов, коих в этот вечер собралось немало. Поклонники ждали с нетерпением встречу с Камератой, и музыканты вновь увлекли своих слушателей в единый поток блаженства и размышлений. Но обо всём по порядку.
А начать стоит с того, что молодой ансамбль, лауреат I Премии международного конкурса «Санкт-Петербургские рождественские ассамблеи», дебютировавший в 2014 году в лучших залах Москвы и Петербурга — Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Камерном зале им. С. С. Прокофьева Мариинского театра (Мариинский-2) представил для якутского слушателя долгожданную новую программу под названием «Искренность» — четыре композитора и четыре произведения, три из которых стали премьерой на якутской сцене.
Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и фортепиано французского композитора конца XIX — начала XX веков Альберика Маньяра прозвучал в заглавие концерта. Благодаря камерному ансамблю Якутск впервые услышал выдающегося автора, наследие которого не столь обширно, но ценно и заслуживает особого внимания. Во время первой мировой войны композитор героически погиб, защищая свой дом и имущество от немецких захватчиков. При пожаре в доме композитора большинство его рукописей было утрачено, часть из них позже была восстановлена, но количество дошедших до наших дней произведений насчитывает немногим более двадцати опусов. Четырёхчастный квинтет Маньяра — изысканный образец французской камерной музыки для духовых в стиле позднего романтизма, и исполнен он был с присущими солистам Камераты чуткостью и изяществом. В особенности хочется выделить дивные, исполненные с тонкостью и нежным лиризмом соло кларнета — Тарас Сергучёв, флейты — Лена Дедюкина во второй части («Tendre») и чарующее соло гобоя — Николай Саввин в третьей части («Leger»).
Концерт Камераты пришёлся на Прощёное воскресенье, и это послужило поводом к исполнению произведения эстонского композитора Арво Пярта «Песнь Силуана» на духовные стихи преподобного Силуана Афонского. Музыка зазвучала, и камерный зал обратился в храм, наполненный ею. Сочинения Пярта — это уход от суеты мирской, это замирание души. Его музыку иногда относят к стилевому направлению «новой простоты», называют «сакральным минимализмом» и «новой благозвучной музыкой». Собственный стиль композитор определяет, как «tintinnabuli» (букв. «колокольчики» — небольшие церковные колокола с характерными «призвуками»). О музыке в этом стиле сам Арво Пярт говорит:
«Каждая фраза дышит самостоятельно. Её внутренняя боль и снятие этой боли, неразрывно связанные, и образуют дыхание. В паузах нужно научиться слушать тишину, уметь прочувствовать вибрацию каждого звука, его дление и переход в другой звук, весомость этого шага».
«Простая симфония» для струнного оркестра одного из наиболее значительных композиторов XX века Бенджамина Бриттена прозвучала в продолжение программы. Произведение было написано Бриттеном для студенческого оркестра и впервые исполнено в 1934 году под управлением автора, который посвятил симфонию своему учителю — английской скрипачке и альтистке Одри Олстон. Симфония чрезвычайно популярна как у исполнителей, так и у слушателей. Обыкновенно она исполняется камерным струнным оркестром, однако, в этот вечер публика услышала её в исполнении пяти солистов, что придало произведению особую ясность и чистоту звучания.
Триптих «Innerlichkeit» — «Искренность» современного российского композитора Павла Карманова для фортепиано, вибрафона, флейты, арфы и струнного квинтета, прозвучавший в завершение программы, явился самым большим интересом для слушателей. В прошлом году опять же благодаря Камерате якутяне впервые услышали сочинения Карманова «Ре-мажор № 3» и «7 минут до Рождества». И теперь вновь его «Искренность» стала опорной точкой программы. Сочинение имеет медитативный характер, сочетает в себе ощущение невесомости и в то же время глубины, быстротечности и постоянства, спокойствия и трепета, полёта и надрыва.
Музыка «Искренности» оставила в сознании некое состояние безмолвного оцепенения — восторженного, внутреннего перерождения. Руководитель ансамбля Camerata Yakutsk Дмитрий Рогов подходит к подбору программных произведений с особым чувством, со вкусом:
«Я много времени уделяю подбору музыки, и, конечно же, я не могу играть то, что не нравится мне или музыкантам, с которыми я работаю. Хочется исполнять лучшее — ту музыку, которая несёт в себе свет, вдохновляет и делает жизнь интересней». Музыка, способная по-настоящему обогатить внутренний мир человека, как правило, лежит не на поверхности. Для каждого она своя и путь к ней у каждого свой, но если идти по этому пути вместе с ансамблем Камераты, то как уже смогли убедиться многие слушатели, дорога эта будет неисчерпаемо полна новых красивых открытий.Источник:
Аина ЕФИМОВА.
sakhalife.ru