
Из забытой вокальной классики ХХ века
Интересом к отечественной культуре прошлого, ХХ века отмечены практически все события ушедшего 2017 года. Ряд выставок Русского музея и Эрмитажа, серия концертов в залах филармонии, демонстрация ретроспективных фильмов и премьеры новых лент кинорежиссеров в кинозалах города убеждают в том, что настало время «собирать камни» оценивать ушедшее, анализировать упущенное в нашем искусстве и культуре.
Дом композиторов Санкт-Петербурга открыл цикл концертов камерной музыки «Петербургская вокальная лирика». Первый вечер цикла привлек слушателей к музыкальной ретроспекции почти столетней давности. Весь вечер доктор искусствоведения профессор Владимир Абрамович Гуревич увлеченно рассказывал о творчестве ленинградских композиторов и произведениях ХХ века. Сам лектор совместно с талантливой певицей и композитором Еленой Иготти (сопрано) исполнительски ярко представили произведения, о которых шла речь в лекции-концерте. Тонкий интерпретатор вокальной лирики Пётр Гайдуков (баритон) раскрыл собравшейся многочисленной аудитории богатейшую палитру красок романсов В. Щербачёва и Б. Клюзнера.
Обрамлением концерта явились вокальные циклы М. Штейнберга «Девушка и путник» на стихи Р. Тагора и «Четыре газели Навои» Ю. Тюлина, продолжавшие развивать ориентальную линию русской классики. Две тетради лирических романсов
В. Щербачёва и Б. Клюзнера, композиторов мало знакомых сегодняшнему слушателю, придали этому вечер статус премьеры камерной лирики.
Вокальный цикл М. Штейнберга «Девушка и путник» на стихи Р. Тагора написан в самый разгар пролеткультовской пропаганды (середина 1920-х годов). Музыка носит отпечаток эмоциональной экзальтированности. В ней преломился идеализированный мир грез восточной лирики. Это сочинение писалось композитором параллельно с созданием православного литургического действа — «Страстной седмицы». Эти работы отражали творческое сопротивление официозной советской идеологии, требовавшей воспевания социалистической действительности.
Для собравшейся публики, в сущности, премьерой стало исполнение экспрессивно заостренного романса В. Щербачёва «Я ее победил наконец» на стихи А. Блока (П. Гайдуков, В. Гуревич). Более известны пять других романсов В. Щербачёва
(«Та жизнь прошла», «Тихая ночь», «Мэри», «Косы Мэри распущены», «Я сегодня не помню, что было вчера»), пленяющих сокровенной лирикой, вполне созвучной блоковской поэзии (Е. Иготти, В. Гуревич).
Цикл Б. Клюзнера «Восемь романсов из английской, шотландской и бельгийской поэзии» по мелодической яркости и проникновенности воплощения стихотворений Р. Бёрнса,
У. Вордсворта, П. Б. Шелли, Э. Верхарна, Д. Китса не уступает знаменитому циклу песен на стихи Бёрнса Г. Свиридова
(П. Гайдуков, В. Гуревич).
В заключение концерта были превосходно исполнены вокальные сочинения Ю. Тюлина — «Четыре газели Навои» и «Летний сад» на стихи А. Ахматовой. Юрий Николаевич известен всем музыкантам как крупнейший ученый-теоретик, но он был и талантливым композитором, сподвижником Щербачёва и Кушнарёва. Акварельная звукопись фортепианной партии обволакивает мягкую певучую вокальную линию. Редкий мастер гармонии, композитор и в этом сочинении нашел колоритные звуковые краски, созвучные тонкому лиризму избранных им поэтических шедевров.
Будем надеяться, что систематическая пропаганда творчества петербургских композиторов середины ХХ века станет постоянной частью репертуарной политики руководства Союза композиторов, консерватории и филармонии.
Раиса СЛОНИМСКАЯ
Источник:
www.nstar-spb.ru