Театр романса

Добавлено 03 декабря 2002 ivanshramkov

Ирина Крутова (вокал, сопрано)

Ежегодные встречи молодых певцов, жюри и публики в белорусском Могилеве — одна из традиций, накопленных «Романсиадой». И хотя областная филармония — отнюдь не самое богатое учреждение, ее коллектив во главе с директором Владимиром Браиловским, известным в республике композитором, сделал все возможное, чтобы традиционный могилевский тур конкурса молодых исполнителей русского романса, затеянного 6 лет назад «Трудом», состоялся и на этот раз.

Поначалу — это тоже традиция — участников соревнования пригласил в свои уютные стены Художественный музей имени Павла Масленикова. Здесь, посреди «березовых» пейзажей местных живописцев, так естественно «расцветали» голоса конкурсантов. Соревновалось, по сравнению с другими турами, вроде бы не так много исполнителей — предварительный отбор прошли всего 12 (для сравнения: в подмосковном Остафьеве их было 35). Но что касается качества, то жюри в составе Аристарха Ливанова, Ларисы Курдюмовой, Нелли Довгалевой, Владияра и Владимира Браиловского пришлось делать очень трудный выбор. Даже самые юные демонстрировали недюжинные артистические данные.

Например, 17-летняя Ольга Бобнис из Гродно совсем недавно начала занятия вокалом, но уже поет с неподдельным чувством, и, думается, ее голос со временем еще раскроется во всей силе. А как хороша собой! Недаром ее назвали «надеждой «Белорусской Романсиады». Впрочем, и вокалом, и внешней статью с Олей вполне может поспорить 21-летняя Юлия Самойленко из Краснодарской консерватории, ставшая в Могилеве «мисс «Белорусская Романсиада». Не оторвешь глаз и от студентки Гнесинской академии Илоны Ананьиной. А мастерство, с которым она пользуется своим не очень большим, но глубоко выразительным сопрано, таково, что ваш покорный слуга даже поставил ее в своих заметках рядом с той, которая после итогового подсчета голосов жюри заняла первое место. Впрочем, не будем забегать вперед — пока речь об удостоившихся третьего. А его с Илоной разделила звонкоголосая Инга Темченко — студентка Белорусской академии музыки.

Концертный исполнитель из Гродно Александр Зверович напомнил нам о той замечательной ветви русского романса, которая на последних прослушиваниях «Романсиады» почему-то отошла в тень — имею в виду цыганское пение. Не злоупотребляя внешними техническими приемами, вроде знаменитых «рыданий», Саша тем не менее подкупил высоким эмоциональным градусом, столь характерным для этой традиции. На пару с гродненцем второе место получил 26-летний Вячеслав Резниченко из Эстонской академии музыки — отлично обученный тенор, очень уверенно (может быть, даже чуть-чуть самоуверенно) держащийся на сцене.

Когда я узнал, что с нами в Могилев в качестве конкурсанта едет солист Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Степанович, — признаться, удивился. Дмитрий хорошо известен как одаренный оперный певец, и вроде бы ему нет нужды участвовать в каком-либо конкурсе. С другой стороны, он человек молодой, и кто может запретить 28-летнему актеру утвердить себя в ином амплуа — камерном пении? Хотя судьба первого места «Белорусской Романсиады», таким образом, решалась почти автоматически — учитывая красоту и стенобитную мощь Диминого баса, его развитое драматическое чутье, умение превратить романс в театральную сценку. Впрочем, с моей точки зрения, иногда эта театрализация становилась чрезмерной, что лишало романс его камерности, исповедальности. Все равно как если бы некий художник вздумал написать миниатюрный портрет в медальоне смачным плакатным мазком.

Тем не менее голос Дмитрия, конечно, царил и на прослушивании в музее, и на гала-концерте в зале филармонии. Однако царил не безраздельно, ибо вместе с москвичом на первую ступеньку пьедестала почета поднялась мало пока известная 22-летняя жительница Кубани, студентка столичного института имени Ипполитова-Иванова Ирина Крутова. У Иры — приятное, еще не вполне, как показалось, раскрывшееся сопрано, а вот душевная ее зрелость такова, что, скажу по совести, заставила думать о большом артистическом будущем. «Ира удивительно талантлива, она все схватывает буквально на лету и растет творчески прямо-таки на глазах», — заметила художественный руководитель и постоянная ведущая «Романсиады» Галина Преображенская.

Несколько слов о могилевских музыкантах, не участвовавших в соревновании, но без них его бы просто не было. Это чудесный оркестр народных инструментов под управлением Леонида Иванова, имеющий какой-то необъятный репертуар: нужна увертюра для гала-концерта — пожалуйста, вот вам эффектная пьеса, да еще своего, могилевского композитора; нужен аккомпанемент для «Ямщика» или для «Сомненья» Глинки, для куплетов Мефистофеля — нет проблем… С таким сопровождением воодушевленно запели даже те, кто на прослушивании, показалось, немного потерялись, — например, Наталья Поликарпова из Харькова, Анна Костенко и Любовь Сабирзянова из Ростова.

А еще хотел сказать о талантливейшей певице Елене Материнко, с которой, можно сказать, «Белорусская Романсиада» началась. Ведь именно она, воспитанница педагога Людмилы Браиловской, три года назад изумила своим сопрано публику «Всероссийской Романсиады», после чего наш конкурс получил приглашение в Белоруссию. Мастерство Лены за эти годы лишь возросло, о чем свидетельствовало ее выступление на гала-концерте. Может быть, она вновь приедет к нам на финал «Романсиады», который состоится 18 декабря в Колонном зале. Любители романса, а особенно музыкальные менеджеры, готовьтесь к ярким впечатлениям…

Сергей Бирюков
www.trud.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору