«Говори мало – делай много» – сочинение с таким названием прозвучало в Большом зале консерватории. Название говорящее, этим призывом ансамбль «Студия новой музыки» руководствовался все 20 лет своего существования. В юбилейном сезоне «студии» звучат только российские премьеры. Минувшим вечером музыканты под управлением Игоря Дронова исполнили сочинения авторов из пяти стран: Италии, Франции, Австрии, США и России.
Это в классическом репертуаре внимание направлено только на звучание, при исполнении современной музыки значение имеет каждая деталь. За считанные минуты до концерта Владимир Тарнопольский и Игорь Дронов расставляют инструменты, корректируют их звучание с помощью звукорежиссера, отсматривают видеопроекции.
Парадокс, но факт: музыка художественного руководителя ансамбля «Студии» Владимира Тарнопольского чаще звучит на Западе. Последний раз в России премьеру его сочинения оркестранты исполняли восемь лет назад.
«Ситуация с нашим репертуарным оркестром напоминает нашу ситуацию с экономикой, – считает Владимир Тернопольский. – Есть много продукции, которую они производят, но она мало кому нужна, такая же ситуация с оркестрами, с их репертуаром»
Продолжает, прекрасные оркестры, залы, но практически все программы закрыты для музыки ХХ века. К примеру, его сочинение «Истанбул» уже услышали в Берлине, Вене, Венеции, Амстердаме и Базеле. И только сейчас эту музыку услышали в Москве.
Что ни концерт – то премьера; оркестранты к такому темпу жизни привыкли.
«Редко, к сожалению, сочинения повторяются, – говорит виолончелистка Ольга Галочкина. – У нас есть какой-то репертуарный набор, но с молодыми авторами, с вновь созданными сочинениями, часто достаточно сложно работать. Произведения исполняются один раз. Нам иногда обидно, но это специфика работы коллектива».
На многих концертах присутствуют сами авторы. Корректируют, разъясняют, уточняют. Дирижер Игорь Дронов Большой театр променял на ансамбль «Студия новой музыки», о чем – не жалеет. Смеется: разве там он смог бы также свободно и легко беседовать с живыми композиторами?! За 20 лет вместе с коллективом открыл миру многие партитуры современных авторов. Этот вечер – исключением не стал.
«Мы много музыки сыграли за 20 лет, – рассказывает Игорь Дронов. – Мы выбрали самых крупных композиторов, которые сегодня представляют современную музыку».
Взяв на себя функции гида, дирижер с коллективом знакомит с современными музыкальными направлениями. Фьюжн, авангард, экспериментальный рок – этих понятий бояться многие музыковеды: оркестранты же с ними – «на ты», владеют не только теорией, но и практикой.
Новости культуры