Наш сегодняшний гость — известный в Белгороде и далеко за его пределами музыкант, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин.
В свои неполные 30 лет он многого добился в исполнительском искусстве, лауреат международных конкурсов, ведёт активную концертную деятельность в России и за рубежом. Выступал в Нидерландах, Италии, Австрии, Германии, Финляндии, Эстонии, Польше, Швейцарии, Украине, Белоруссии, Дании, Бельгии, а также Красноярске, Барнауле, Кемерово, Хабаровске, Омске, Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Саратове, Иркутске, Тюмени, Курске, Пензе, Ярославле, Тольятти, Ижевске, Казани, Санкт-Петербурге, Гатчине, Выборге, Луге, Краснодаре. Жителям Строителя запомнился его карильонный концерт пару лет назад на центральной площади.
— Тимур, насколько мы знаем, Белгород — город для Вас не совсем родной. Ваша биография тесно связана с Удмуртией, Санкт-Петербургом. Расскажите об этом подробнее и о том, как оказались в Белгороде?— Я родился в столице Удмуртии, в городе Ижевске, учился в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. А в Белгород попал ровно пять лет назад по приглашению экс-директора филармонии Ивана Григорьевича Трунова. Жизнь в Белгороде для меня тесно связана с жизнью нового немецкого органа филармонии, который построили в 2011 г. С 2012 года к органу добавился ещё карильон и клавесин.
Орган для провинциального Белгорода тогда был вовсе новым инструментом, которым могли похвастать старинные или города-миллионники. Халиуллин заставил публику полюбить орган, источаемую им необычную музыку, и заполнить органный зал слушателями.
Тимур с гордостью говорит о том, что орган за пять лет своего звучания стал на Белгородчине не просто родным инструментом, но одним из символов нашего областного центра и всего региона. Теперь в первые три пункта посещения значимых мест входят Прохоровское поле, Музей диорама и… Белгородская филармония с её органом и карильоном. И этим нельзя не гордиться! Это связано, прежде всего, с тем, что европейский орган очень хорошо вписался в светскую жизнь белгородцев и стал инструментом не просто классическим, но и современным в самом широком смысле слова. Большую роль сыграл разнообразный и оригинальный репертуар, включающий не только шедевры мировой органной музыки, но и новые сочинения, импровизации и переложения, неожиданные ансамбли и сценические действа (3d мэппинг шоу, песочное шоу, балет, степ), тесную работу с молодой аудиторией (циклы концертов-лекций для школьников). Широк жанровый и стилевой диапазон — от старинной музыки до джаза и рока. И Халиуллин рассказывает об этом так увлечённо…
— Спектр того, что Вы исполняете, очень и очень широк. А какие у Вас самого, как музыканта, предпочтения? Кого любите исполнять? Ваши кумиры в творческом цехе?— Мне как раз нравится в органном исполнительстве то, что на самом деле нет никаких границ, и всё, что бы ты ни взялся исполнять на органе, звучит очень красиво и благородно. Мне нравится старинная музыка, но и как противоположность — нравятся новые и ультрасовременные сочинения. В разные периоды творчества могут нравиться разные композиторы и стили. Главное, как мне кажется, не зацикливаться на чём-то одном. Тогда и публика следует за твоими меняющимися интересами, а нередко, кстати, наоборот, сами слушатели подсказывают новые веяния в музыкальном творчестве. Это живой музыкальный процесс.
Халиуллин не только исполняет соло, его часто можно видеть на концертах в тандеме с другими исполнителями и музыкантами. Со стороны складывается ощущение, что он очень спокойный, уравновешенный человек, который легко сходится с людьми, что называется, на одной музыкальной волне с ними.
Деятельность любого органиста не ограничивается игрой только сольных произведений, поясняет наш собеседник. Игра в ансамбле — это целый пласт органного исполнительства, который раскрывает как новые краски инструментов, играющих вместе, так и новые стороны самих музыкантов. А контакт между музыкантами очень прост, если ими движет только творческий дух, тяга к эксперименту. Музыкальный диалог самых разных, порой и самых неожиданных инструментов, становится неизбежным!
— Сложно перечислить все наши ансамбли! — глаза Тимура буквально искрятся от любимой темы. — Дудук, волынки, балалайка, вибрафон, электрогитара, электровиолончель, электроальт, электроскрипка, рояль, маримба, индийский ситар, колокола, виолончель, контрабас, скрипка, кларнет, гобой, все разновидности флейт, хор, голос, струнный оркестр — всё это звучало вместе с органом!
Между делом интересуемся, как вообще возникло у ижевского мальчишки желание связать свою жизнь с музыкой.
— В нашей семье есть правило: все должны получить начальное музыкальное образование. А дальше — как сложится, — делится Тимур. — Так, после музыкальной школы я окончил музыкальный колледж, затем дважды окончил консерваторию и в заключение СПбГУ! Всем этим я, конечно же, обязан своим родителям и педагогам. Моя мама окончила хоровое училище, долгое время работала преподавателем музыки и пела в хоре. А отец — музыкант самоучка, подбирал музыку по слуху, играл на трубе в армии, на гармони играл на каждом домашнем празднике, на гитаре, флейте, пианино музицировал для себя. Так что музыка в доме звучала постоянно!
Как он мог не ответить родителям взаимностью! Сейчас, кстати, Халиуллины-старшие живут в Ижевске, папа работает токарем-фрезеровщиком на заводе, мама — бухгалтером в магазине. Тимур часто навещает свой родной город с концертами, а родители приезжают в Белгород послушать орган и карильон, ну и навестить своего мальчика. В этом году даже вместе встретили Новый год в Белгороде.
Сложно ли научиться музицированию? Не на уровне музыкальной школы, естественно, а в профессиональном плане? Хорошо, если из сотни воспитанников ДШИ хотя бы один-два вырастут до уровня профессионала.
— Конечно, сложно! — не задумываясь, восклицает Тимур. — Просто не бывает ничего! Даже гениальное, которое, говорят, всегда бывает простым, это результат сложных и осознанных действий. Шаг за шагом, ступень за ступенью. И это большое счастье, если удаётся после приложения больших усилий, занятий, трудов, творческих кризисов и т. п. прийти к тому состоянию, которое можно назвать просто «музицированием»! В плане занятий и самоподготовки музыка сродни спорту — можно быть бесконечно талантливым, но без трудолюбия и самых обычных трудо-часов талант не сможет проявиться в полной мере. Так что ежедневные многочасовые занятия за инструментом в течение всей жизни — это норма для артиста-солиста! В детстве ни один нормальный ребёнок не смог бы самовольно столько усидеть за инструментом, поэтому так необходима бывает помощь родителей и педагогов, которые порой должны силой заставлять заниматься не по пять часов в день, а по восемь или выучивать в день не по одному произведению, а сразу по два. Такое было и у меня — сначала родители меня заставляли заниматься, ну, а потом им было сложно уже заставить меня остановиться!
По мнению Халиуллина,
в Белгородской филармонии сейчас, без преувеличения, расцвет инициатив и творческого настроения. С появлением нового здания в 2011 году расширились возможности, сегодня филармония чем-то напоминает столичную консерваторию. Много концертных залов и репетиционных, в которых с раннего утра до позднего вечера кипит творческая деятельность. Музыканты постоянно репетируют и занимаются, много интересных концертов проходит в филармонических залах, а артисты, по большей части, — молодые музыканты, готовые к новым экспериментам и смелым проектам! Самые инициативные и активные из них организовывают интересные концерты и оригинальные ансамбли.
Ему только 29, но он сам уже ведёт активную преподавательскую деятельность. У Халиуллина уже есть студенты в институте искусств и культуры, два потока уже выпустилось, а одна студентка даже поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию на орган. Сейчас уже третий поток. Ребята с удовольствием занимаются прямо в филармонии, а также на ещё одном органе — учебном электронном в музыкальном колледже. Студентки с успехом каждый год дают концерт класса в филармонии и один раз в год ездят с молодым наставником в Курский католический костёл и играют на церковном органе после воскресной мессы. Так что можно смело говорить, что в Белгороде зародилась органная школа в широком смысле слова, или точнее — своя органная традиция и культура!
Свободного времени у Тимура совсем немного. Быть может, поэтому он им очень дорожит. Своё свободное время он проводит с любимым псом, которого завёл совсем недавно. Это Джек-рассел-терьер по имени Вольт. Летом увлекается роликовым слаломом и велосипедом. Любит путешествовать. Читает в основном зарубежную литературу в переводах. В данное время это Г. Гессе, Т. Манн, Ж. Сартр, У. Шекспир. Из фильмов не пропускает хорошие новинки, но и очень любит артхаус и классику типа Л. Висконти, А. Тарковского или И. Бергмана. О семье пока не задумывается, считает, что «только начал жить после окончания консерватории, хочется как можно больше успеть, пока есть силы и время»…
— У меня на самом деле очень насыщенная, счастливая и яркая жизнь, за что я благодарен Богу! — подытожил в заключение диалога наш герой.
Олег РАЗМОСКИН. Фото автора и из личного архива Т. Халилуллина.
по материалам сайта:
belpobeda.ru
Комментарии
Ильяс Халиуллин, 21 января 2017:
Оптимизм, безрассудство, юмор, авантюризм, смелость, вера в справедливость, любовь к Родине, толерантность, трудолюбие и волюнтаризм, вот те немногие качества и черты характера Тимура!