Халиуллин в совершенстве владеет не только клавесином, в его исполнительском арсенале такие редкие инструменты как орган и карильон. Во время концерта Тимур демонстрирует не только виртуозную технику, но и обширные познания в области исторической музыки, превращая свои программы в увлекательные экскурсии по странам и эпохам.
Негромкий звук, изящный внешний вид — поначалу кажется, что это не музыкальный инструмент, а диковинная игрушка. Однако первое впечатление обманчиво. В эпоху барокко клавесин привлекал внимание Боккерини и Фрескобальди, Бёрда и Куперена, Баха и Генделя. Композиторам прошлого приходилось проявлять изобретательность, ведь звук клавесина всегда предопределён, выразительность достигалась за счет витиеватых мелодий, головоломных пассажей, смены темпов.
— В эпоху барокко клавесинная музыка была доступна не всем, — рассказывает Тимур. — Она звучала во дворцах монарших особ и домах состоятельных людей. — Как правило, пьесы выражали простые чувства, это отражается в названиях: «Радость Манди», «Лорд Вилоби, добро пожаловать домой». Любопытный факт: в галантную эпоху было принято играть на клавесине, время от времени поворачиваясь лицом к публике и улыбаясь. Возможно, поэтому авторы клавесинных пьес много импровизировали.
На концерте в Воронеже Тимур Халиуллин представил музыку клавесинистов разных школ: итальянской, французской, немецкой, английской. К слову, в Англии аналогичный клавесину инструмент называли вёрджиналом (от virgin — дева, барышня), играть на нём предпочитали дамы, музицировать на вёрджинале любила сама королева Елизавета I.
Тимур продемонстрировал воронежцам не только пьесы XVI — XVIII веков. Для клавесина писали и наши современники, например, Джон Раттер и Поль Мориа. Одна из самых трогательных мистификаций XX века тоже связана с клавесином: баллада «Город золотой» в исполнении Бориса Гребенщикова — символ несбывшейся любви в культовом фильме «Асса» — не что иное, как интерпретация Канцоны ре минор Франческо да Милано в обработке Владимира Вавилова.
Центральной фигурой концерта, безусловно, стал клавесин — гордость Воронежской филармонии, реплика старинного инструмента времён Людовика XV. Воронежский клавесин сделан в 2014 году в Голландии мастером Фредом Беттенхаузеном, хранителем секретов знаменитой фламандской династии.
Концерт Тимура Халиуллина состоялся в рамках абонемента «Клавесин от и до». Придуманный два года назад, цикл клавесинных вечеров рассчитан на самый широкий круг слушателей. Следующий концерт абонемента запланирован 25 марта, в программе прозвучит музыка для клавесина и барочной виолончели.
Тимур Халиуллин — лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии. Родился в Ижевске (республика Удмуртия), где окончил ДШИ и Республиканское музыкальное училище (колледж) по классу фортепиано и теории музыки. Совершенствовал своё мастерство в Санкт-Петербургской консерватории, которую по классу специального фортепиано, клавесина, органа и камерного ансамбля. Получил звание магистра на факультете искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Ведёт активную концертную деятельность в России и за рубежом. Регулярно выступает с авторскими программами в Белгородской филармонии, а также в другихСанкт-Петербургской филармониях России, в том числе в Петербургской филармониия им. Д. Д. Шостаковича, в филармониях Самары, Красноярска, Кемерово, Пензы, Челябинска, Екатеринбурга, Перми, Ульяновска, Волгограда, Омска, Барнаула, Кемерово, Ярославля, Воронежа, Иркутска и других концертных площадках. Инициатор и организатор Международного фестиваля карильонной музыки «Белгородский звон». Автор оригинальных сочинений для органа и фортепиано.
Текст: