Музыкальный мир отмечает 85-летие Родиона Щедрина. Среди множества музыкальных проектов к юбилею — фестиваль музыки композитора в Московской филармонии.
Родион Щедрин выступил на фестивале своей музыки в роли пианиста. Фото: Ирина Шымчак
Сюрприз состоял в том, что сам Родион Щедрин появился на фестивале не в роли почетного юбиляра в зрительном зале, а вышел на сцену Концертного зала Чайковского в качестве пианиста. Это была инициатива Михаила Плетнева, не забывшего, что Родион Щедрин, выпускник Якова Флиера, сам когда-то исполнял премьеры своих фортепианных сочинений. Плетнев построил программу по образцу просветительских концертов Русского музыкального общества, соединив в афише названия хоровых, сольных, симфонических сочинений Щедрина.
Как вступление — «Многая лета» Щедрина (1991) в исполнении Камерного хора Московской консерватории под управлением Александра Соловьева, до блеска отшлифовавшего этот сложнейший опус, сочетающий древнерусский распев с экспериментальными техниками пения, с традиционной полифонией и звуковыми спектрами перкуссии. Следом — сам юбиляр, появившийся на сцене с виолончелистом Мишей Майским и сыгравший в дуэте «Бельканто на русский лад» (2007) и «В подражание Альбенису» с поразительным контрастом созерцательного звучания рояля и яростной страсти виолончельной кантилены.
В другом ансамбле — с Михаилом Плетневым, Щедрин исполнил свои «Романтические дуэты» (2007). Парадоксально, но прозвучал этот опус в авторском исполнении абсолютно не романтично, скорее сокровенно — переливы звука, тихая динамика, зависания на педали. Плетнев же выступил на концерте и в качестве аккомпаниатора — с сопрано из Мариинки Пелагеей Куренной в романсе «Таня-Катя» (2002).
Оркестровые сочинения Щедрина исполняли Российский национальный оркестр и оркестр Мариинского театра. Плетнев с РНО — «Старинную музыку российских провинциальных цирков» (1989), прозвучавшую с сарказмом и тоталитарной энергией, давящей, как скорлупу, невидимое хрупкое существо — артиста. Громыхающие, торжествующие накаты «бессмысленного» оркестрового объема, ликующего ни о чем, тихие писки флейт, рычания литавр и меди, аплодисменты и тихий вой голосов из оркестра — «Очи черные», пробудивший мрачные ассоциации.
Гергиев же с оркестром Мариинки неожиданно интерпретировал как мистический текст знаменитую «Кармен-сюиту» Щедрина. Гергиев прочитал эту партитуру не как балетную, ставшую, по сути, альтер эго Майи Плисецкой, а как реквием, как послание из потустороннего мира. Набегавшие звуковой волной темы Кармен, Хозе, Тореро перекрывались мрачными мотивами рока, смерти, холодными перестуками перкуссии. Тема любви обрывалась безнадежной могильной тишиной, далекими загробными колоколами.
Гергиев блеснул и другой необычной интерпретацией — исполнив «Озорные частушки» Щедрина в чисто джазовом формате и в темпе престиссимо, превратившем соло инструментов в глиссандо. А в финале вместе с хором, оркестром и полутора десятком солистов Мариинки устроил Щедрину громовой апофеоз «Хвала доброте» из оперы «Рождественская сказка» под звон колоколов и бой курантов — бодрящий оммаж не только юбиляру.
Между тем
Сегодня в Малом зале Московской филармонии на закрытии Всероссийского фестиваля к юбилею Родиона Щедрина «Запечаленный ангел» состоялась мировая премьера нового хорового сочинения Щедрина «Русские пословицы для хора», посвященного дирижеру Александру Соловьеву и Камерному хору Московской консерватории. Хоровая партитура написана на текст двух пословиц «Сладок будешь — расклюют, горек будешь — расплюют» и «Богу не грешен, царю — не виноват». По словам Родиона Щедрина, этот хоровой цикл пословиц, возможно, будет продолжен.
Источник:
rg.ru