В конце года в Кафедральном соборе Калининграда торжественно открылся международный фестиваль «Орган+». Фестиваль юбилейный. Точнее, своt первое десятилетие отмечает в этом году его главный герой — большой орган, созданный мастерами немецкой фирмы «Alexander Schuke». Внешним великолепием орган, который признают самым мощным инструментом на всем постсоветском пространстве, обязан калининградским краснодеревщикам и художникам. Прихотливое барочное убранство воссоздано по сохранившимся фотографиям.
Сегодня Кафедральный собор — это концертно-музейный комплекс, расположенный в центре города на острове Канта (на карте Кёнигсберга он значился как остров Кнайпхоф). Здесь же, у северной стены собора, находится могила Иммануила Канта, чудом уцелевшая во время налета английской авиации в 1944 году. Собор же был превращен в руины. Погиб и орган — непосредственный предшественник нынешнего инструмента, которым современный Калининград по праву гордится и благодаря которому без неуместной скромности принимает титул органной столицы России. Подробно с историей собора, насчитывающей без малого семь веков, эволюцией органа и насыщенной событиями жизнью культурного комплекса можно познакомиться на сайте sobor-kaliningrad.ru.
С 1999 года в Калининграде проводится Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева, арт-директором которого является Вера Таривердиева, вдова композитора. В 2012 году в городе прошел Первый всероссийский конкурс по специальности «орган». Вера Гориславовна — редкий энтузиаст и активнейший пропагандист не только музыки Микаэла Таривердиева, в творчестве которого органные сочинения занимают важное место, но и жанра как такового во многих регионах России и за ее пределами. Однако Калининград — статья особая.
Помимо конкурса на базе Кафедрального собора, который Вера Таривердиева возглавила как директор, проводится еще один масштабный проект — фестиваль «Орган+». Фестиваль длится в течение нескольких месяцев, и его программы составляются таким образом, чтобы максимально выявить ансамблевые качества «короля инструментов», к тому же это создает дополнительную возможность пригласить в Калининград замечательных музыкантов из Москвы, Петербурга, из-за рубежа… Безусловно, участниками фестиваля становятся и калининградские артисты.
Итак, в этом году фестиваль посвящен 10-летию нового большого органа Кафедрального собора.
Открытие было действительно очень торжественным и символичным: 10 органистов из шести стран развернули широчайшую стилевую панораму и предоставили редкий шанс в один вечер убедиться в необычайной податливости музыкального колосса, неисчерпаемой вариативности регистровки, огромном динамическом диапазоне и отзывчивости на самые разные «просьбы» исполнителей.
Программу концерта открывала мировая премьера. Специально к событию Александр Чайковский написал Увертюру для двух органов и литавр (в соборе есть еще один инструмент, электронный). Получилось то, что надо: ритмично, интригующе, в полном согласии со специфической соборной акустикой.
«Раньше для солирующего органа я ничего не писал, тем более для двух органов, — признался композитор. — Так что это еще и премьера жанра! Уникальность и в том, что эту увертюру больше сыграть негде, по крайней мере у нас в стране. Потому что нет двух органов ни в одном зале!»
Солировали в Увертюре Владимир Королевский, в настоящее время солист Сочинского концертно-филармонического объединения, и титулярный органист Кафедрального собора Мансур Юсупов.
В целом программа, как уже было сказано, получилась очень разнообразной — по сути фестиваль в фестивале. Среди наиболее впечатливших — выступления Оливье Пенена (Париж), покорившего дивной кантиленой в Прелюдии, фуге и вариациях С. Франка; Балиса Вайткуса из Вильнюса, с невероятно точно рассчитанным эмоциональным crescendo исполнившего «Гамбургскую пляску смерти» Ги Бове; Владимира Хомякова, первого органиста Кафедрального собора в Челябинске, — подлинного виртуоза и тонкого композитора. В его переложении «Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского произвела ошеломляющий эффект. Петербуржец Даниэль Зарецкий выступил в ансамбле с очаровательной Термине Зарян (сопрано), живущей ныне в Австрии. Прозвучали два фрагмента знаменитого мотета В. А. Моцарта «Exsultate, jubilate». В концерте приняли участие Вольфганг Абендрот (Германия), Вацлав Голонка (Польша), Антонио ди Дедда (Италия). Завершил программу финал Концерта для органа с оркестром А. Гильмана в исполнении титулярного органиста Кафедрального собора Евгения Авраменко и Калининградского областного симфонического оркестра под управлением Аркадия Фельдмана.
Фестиваль «Орган+» продлится до осени и завершится в ночь на 1 октября (Всемирный день музыки) органным хит-парадом.
Среди ближайших фестивальных событий — выступления выдающегося музыканта Александра Князева (6 и 8 апреля), исполнение «Светлого Воскресения» Юрия Буцко
(к 80-летию композитора, 15 апреля).
А в июне гостей фестиваля ждет еще сюрприз: три концертные программы объединены темой «Выставка одной картины» — Государственная Третьяковская галерея представляет «Московский дворик» В. Поленова.
Наталия ТАМБОВСКАЯ
Источник:
www.nstar-spb.ru