Трансцендентность на грани возможности
Добавлено 02 октября 2015 muzkarta
Забайкальская филармония
Он не любит гаммы, играет в компьютерные игры, читает Достоевского и Лермонтова. А еще — прекрасно владеет фортепиано. 1 октября в Забайкальской краевой филармонии выступил российско-греческий пианист Панайотис Трохопулос — один из немногих виртуозов, который исполняет сложнейший фортепианный концерт неизвестного французского гения Шарля Алькана. Читинская премьера концерта состоялась в день музыки, открыв Четвертый международный фестиваль искусств «Жизнь в гармонии».
Панайотис Трохопулос, грек по происхождению, считает себя русским. Много лет он прожил в России, обучаясь у Николая Петрова — одного из выдающихся отечественных пианистов современности. О своем учителе Панайотис вспоминает очень трепетно и тепло: «Николай Арнольдович был для меня советником, наставником, даже родным человеком. Благодаря ему я очутился в волшебной стране с невероятной культурой. Для меня это фигура размеров необыкновенных! «.
Музыкальные интересы Панайотиса Трохопулоса сосредоточены исключительно на классике. В его поле зрения попадают и знаменитые русские, зарубежные композиторы, и незаслуженно забытые авторы, не получившие известность при жизни и редко исполняемые в настоящее время.
Концерты Панайотиса Трохопулоса в музыкальной жизни становятся своеобразными эксклюзивами. Для слушателя такие вечера — это возможность открыть новую музыку, получить незабываемое художественное впечатление. Так, на Английском музыкальном фестивале Панайотис впервые в истории представил программу, состоящую из произведений английского композитора Йозефа Холбрука. Пианист записал диск, содержащий мировую премьеру концерта Павла Пабста. А в 2013 году сделал российскую премьеру легендарного концерта для фортепиано соло Шарля Алькана в Москве. Исполнение этого концерта в Чите стало значимым культурным событием, своего рода сенсацией и для многих слушателей — большим художественным потрясением.
Концерт для фортепиано соло Алькана — это почти час прекрасной музыки, богатой по своему образному содержанию, передающей широкую палитру чувств — от трагизма до одухотворенности, от драматизма до трогательной лирики. Алькан сам был великолепным пианистом, и в своем концерте он показал безграничные выразительные и технические возможности фортепиано. Панайотис Трохопулос легко справлялся с бесчисленными исполнительскими задачами, демонстрируя не только блестящую виртуозность, но и истинную музыкальность. Особенно это проявлялось в его умении исполнять кантилену, чувствовать пряность гармонических красот, ярко акцентировать динамические контрасты.
Во время интервью Панайотис, может быть, несколько абстрактно говорил об особенностях своей личности: «Скрытость характера, агрессия, которая дает динамичность и тонус жизни, — все это необходимо для творчества и самой жизни». Эти качества сказались и на игре пианиста, в которой чувствовалась жизненная энергия, страсть, чувственность. При этом внешне музыкант оставался абсолютно спокоен. Зритель не увидел эффектных сценических жестов и движений. Но за этим спокойствием чувствовалась большая напряженная внутренняя работа.
Виртуозность и поистине оркестровую мощь Панайотис Трохопулос продемонстрировал и во время исполнения Двенадцатой рапсодии Ференца Листа. Также в программе звучала фортепианная соната Франца Шуберта и «Осколки» Сергея Рахманинова, в которых Панайотис Трохопулос вновь проявил себя как тонко чувствующий думающий пианист.
Совершенно справедливы слова Дениса Мацуева, которые процитировал Панайотис Трохопулос: «Музыка должна производить впечатление». Под таким большим впечатлением покидали зрители в этот вечер зал Забайкальской краевой филармонии.
Антонина Олёкминская
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal