В концертном зале Петрозаводской консерватории завершена установка нового цифрового органа «Monarke Positiv Rubens». Инструмент изготовлен специалистами органостроительной фабрики «JOHANNUS» расположенной в голландском городе Эде. Эксклюзивная модель инструмента, создана специально для нашего зала, исходя из размеров и акустических особенностей.
JOHANNUS - компания, где объединяются традиции и новые технологии
Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова всегда стремится сочетать традиции и новации! Идея реконструкции концертного зала, с оформленной акустикой и электронным органом, возникла у ректора, Владимира Александровича Соловьева, в 2002 году. «Мы долго шли к осуществлению своих планов, но теперь можем с гордостью сказать, что наши сердца радуются звукам органа, наполняющих всё пространство зала. Для нас открылись новые возможности в воплощении творческих замыслов», — рассказывает ректор консерватории В.А. Соловьев.
Выбор производителя остановился на предприятии «Johannus» — лидера по производству электронных органов концертного назначения. Их органы — это техническое чудо, созданное музыкантами, акустиками, специалистами в области цифровых технологий, инженерами и дизайнерами. Сегодня модель органа «Monarke Positiv Rubens» последняя, и считается техническим шедевром среди всех электронных позитивов.
«Monarke»: уровень духового органа
Органы «Monarke» — это отдельное направление в производстве органов на фабрике «Johannus». Их основной принцип — создание электронного инструмента, максимально похожего на духовой орган. Инструмент обладает настоящими органными трубами, которые по традиции сделаны из сплава олова и цинка, но выполняют только декоративную функцию.
«Каждый орган индивидуален» — этот тезис актуален и для цифровых инструментов. Запись его звука сделана с настоящего духового органа при помощи технологии Real Time Sampling (технология основанная на реализации звукоизвлечения, на основе записи настоящих труб духового органа, а не путем компьютерного моделирования). Это свойство делает органы «Johannus» уникальными и непревзойденными. Консультант компании «Johannus», Наталья Михайлова, комментировала: «На данном органе — состав регистров, языки, звучание, микстуры — баховского, барочного типа. Все регистры звучат мягко и округленно. На таком инструменте интересно играть не только барочную, но и романтическую музыку и даже современную». По техническим характеристикам он трехмануальный, с ножной клавиатурой диапазоном в 2,5 октавы, имеет 73 регистра. Стиль звучания, звуки, выбор диспозиции, детали отделки был изготовлены специально для нашей консерватории.
У электронного органа есть масса преимуществ перед своим старшим братом — духовым. Он не требует поддержки постоянного температурно-влажностного режима в помещении, настройки инструмента, да и гарантия продлится 25 лет. Всё это, несомненно, гарантирует стабильность использования его в вузе.
Презентация инструмента состоялась 21 апреля. В консерваторию приехали гости, представители торговой марки «Johannus» в России, поставщики инструмента — «Торговый дом на Невском». Вступительная речь Екатерины Олеговны Елисеевой была поздравительного и информационного характера. Спасибо ей за теплые слова, адресованные нашему вузу. Екатерина Олеговна подготовила слушателей к восприятию новых звуков, а свой тембр раскрыл орган в подготовленном для нас концерте.
Орган — король всех инструментов, так говорил Моцарт! Состоялся концерт, на котором все присутствующие смогли в полной мере оценить звучание органа. В зрительном зале аншлаг. И всех присутствующих наполняло приятное и тревожное чувство ожидания. Студенты, педагоги, а также гости пришли насладиться уникальным исполнением. В центре внимания — Его Величество орган. Первыми до нового инструмента прикоснулись «руки и ноги» Натальи Михайловой. Сегодня она аспирантка Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова (класс профессора Р.К. Абдуллина), лауреат международных конкурсов органистов в Болгарии (2007 год, 1 премия), Италии (2009 год, 1 премия), Польше (2009 год, 2 премия). В ее исполнении прозвучали произведения разных стилей и художественных направлений: Вивальди-Бах, Концерт ре минор (в трех частях), Две хоральные обработки, Прелюдия и фуга до мажор; Пьетро Алесандро Йон, Юмореска; Шарль Мари Видор, Адажио и токката из Пятой симфонии.
Слушателям показалось, что сначала Наталья нерешительно исследовала инструмент, но затем она стала с ним единым целым. Звуки таяли, унося на волнах музыки. Неповторимое, индивидуальное звучание органа охватило слушателей особой теплотой и мягкостью звука. После концерта, Наталья поделилось: «Играть в Петрозаводске приятно. Инструмент высокого качества и сделан с душою. В концертных залах органисту приходится много работать руками, чтобы достичь соборности звука». Кажется, ей это удалось!
Новый звуковой мир наполнил нас!
После концерта, неравнодушные к новинке зрители атаковали «первых лиц проекта» с вопросами о конструктивных особенностях инструмента, уникальности его звука. А также и самые животрепещущие темы не остались без внимания: когда мы сможем увидеть звезд органного искусства? И как сильно измениться концертная жизнь вуза? Ректор консерватории, Владимир Александрович, обещал, что вскоре «органные концерты в Малом зале консерватории будут регулярными». И у нас не остается сомнений, что новый инструмент найдет своих преданных поклонников!
Темп совершенствования…
Но достигнутым вершинам вуз не возгордится, и в своем развитии не остановится! Впереди, в планах вуза начать обучение по классу органа и закончить строительство нового, Большого зала консерватории с настоящим духовым органом. Но эта история пусть пока для нас останется тайной…
Установленный инструмент является великой культурной ценностью и ставит Петрозаводск в один ряд с музыкальными столицами России. Это позволит значительно расширить круг исполнителей и слушателей, насытит концертную жизнь города новыми тембровыми красками.
Надежда Басалаева, студентка Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова
http://komart.karelia.ru/news/?eid=4849