«Цель творчества — самоотдача…»

Добавлено 21 августа 2016 Самарская филармония

Самарская филармония, Георгий Клементьев (дирижер)

Заслуженный артист Российской Федерации, дирижер, музыковед, педагог, журналист, музыкальный деятель — Георгий Клементьев — отметил свое 70-летие.

Каждая творческая индивидуальность неповторима и самобытна. Как описать ее? С чего начать? Личность Георгия Клементьева удивительно гармонична, все находится в равновесии: интеллект и чувства, заранее апробированное и сиюминутный творческий импульс, аристократичность и открытость. Приступая к работе над известными произведениями, даже ранее исполнявшимися им самим, дирижер старается найти в них новый смысл и донести открывшееся ему до слушателей. Потому его выступления всегда интересны публике.

Его дирижерской манере чужды внешне эффекты, экзальтация и чрезмерная экспрессия. Пластика дирижера артистична, она как будто является продолжением музыки. Дирижер словно «лепит» произведение руками, воссоздавая его внутреннюю структуру. Дирижерские жесты естественны, понятны музыкантам и вдохновенны.

Войдя в музыкальную жизнь Самарской филармонии в 90-х, Г. Клементьев сумел самореализоваться, найдя свое индивидуальное направление деятельности — культурное и духовное просветительство. Осуществленный им масштабный цикл программ «Русский проект» («Неупиваемая чаша», «Живые источники земли русской», «Живые источники земли самарской») помог многим слушателям найти путь к духовному и душевному просветлению.

Называя работу с детьми «главным делом жизни», Клементьев относится к ней очень ответственно и серьезно. Совместно с музыковедом и лектором Инной Фельдман было проведено множество концертов. Музыканты удивительно понимали и дополняли друг друга; и этот творческий тандем на протяжении многих лет создавал особую атмосферу не только в филармонии, но и во всей Самаре музыкальной.

Изначально детских абонементов было только два, и публика на них была в основном случайная. Только благодаря подвижнической деятельности дирижера эти отдельные концерты преобразились, разветвившись в целую сеть разнообразных программ, ориентированных на слушателей разного возраста — от самых маленьких детей до студенческой аудитории. Выросшие на этих музыкальных встречах с прекрасным получили «прививку» от вульгарности, пошлости, безвкусицы. Став взрослыми, они превратились в подлинных любителей и ценителей высокого искусства, и не только музыки, но и живописи, и поэзии.

Возможно, работа преподавателем в Самарском музыкальном училище, увлечение органом и сочинение произведений для этого инструмента сформировали у Георгия Клементьева чуткое и внимательное отношение к творчеству начинающих музыкантов. Трудно переоценить роль дирижера в становлении музыкантов-исполнителей и композиторов, бывших учеников музыкальных заведений нашего города, а в настоящее время — студентов столичных училищ и консерваторий. Возможность сыграть с симфоническим оркестром, услышать свои произведения в реальном звучании, выступить перед публикой имеют далеко не все молодые музыканты в начале своей жизни в искусстве. Иметь такого наставника и покровителя, опытного и доброжелательного, для них чрезвычайно важно и существенно.

70 лет — уже достойный возраст для подведения итогов. Г. Клементьев своей деятельностью внес весомый вклад в развитие музыкальной культуры Самары и Самарской области. Дирижирование по праву считается делом второй половины жизни музыканта: не только потому, что требует жизненного опыта, зрелости и мудрости, но и потому, что является истинным служением искусству. В руководстве оркестровым исполнением свершается полная реализация дирижера как музыканта и человека, всей его личности, его «растворение» в звучании произведения. Отдавая себя всего без остатка музыке и слушателям, дирижер черпает энергию для новых свершений от эмоционального отклика публики и ее благодарных аплодисментов. Потому юбиляр сегодня молод душой, находится в расцвете творческих сил и щедро дарует публике свой талант.

Татьяна Поберезкина
музыковед, преподаватель Самарского музыкального училища имени Д. Г. Шаталова
Анна Лазанчина
музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГИК

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 12–13 (100–101) за 2016 год

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору