В Вологодской филармонии выступил один из ведущих в мире специалистов по исполнению старинной музыки на аутентичных инструментах, клавесинист, органист, пианист
Цви Меникер(Израиль — Германия).
В первом отделении
концерта «Волшебные соблазны барокко»Камерный оркестр Вологодской филармонии и его солисты — заслуженный артист России
Александр Лоскутов (скрипка) и
Ирина Сильвестрова (флейта) — исполнили с
Цви Меникером(клавесин) Бранденбургский концерт № 5 ре мажор для клавесина, флейты, скрипки и оркестра И. С. Баха. Прозвучала Симфония № 44 ми минор «Траурная» Й. Гайдна. Во втором отделении Цви Меникером были представлены произведения И. С. Баха — «Хорошо темперированный клавир», часть I, Токката ре мажор и Французская сюита № 1 ре минор. На бис была исполнена Sarabande из Французской сюиты № 5 Соль мажор И. С. Баха.
Цви Меникер родился в Москве, в 7 лет вернулся с родителями в Израиль, на родине обучался игре на фортепиано и на органе. С отличием окончил зальцбургский «Моцартеум» и Академию музыки Цюриха, где обучался в классах Николауса Арнонкура и Йохана Зонляйтнера. Образование продолжил у Малкома Билсона в Корнельском университете США. Цви Меникер занимает должность профессора Высшей школы музыки в Ганновере, где преподает теорию и практику исполнения по классам клавесина и фортепиано. Он также является приглашенным профессором училища им. Бухмана-Меты при Тель-Авивском университете.
С Цви Вадимовичем побеседовала пресс-секретарь Вологодской филармонии Евгения Лапцова.
Большую часть программы концерта составила музыка Баха. Как вы относитесь к творчеству и личности этого композитора?Бах — один из великих композиторов, много написавший для клавесина. Бранденбургский концерт — первое произведение, созданное для клавишного инструмента с оркестром. О личности Баха известно немного, но то малое, что мы знаем из достоверных источников, позволяет говорить о нем как о серьезном человеке. При этом он мог и пошутить во время игры, и эти сведения влияют на мое исполнение — я тоже могу позволить себе некоторые импровизации.
В чем вы видите специфику клавесина как старинного инструмента?Есть публичные инструменты, к которым относится орган, например, на нем играли в местах больших скоплений народа. Клавесин же раньше был инструментом домашней музыки. На нем играли для знатоков и любителей, музыка считалась более сложной и утонченной.
Насколько старинная музыка актуальна сегодня? Во времена Баха, Моцарта и Бетховена произведение, которому было порядка десяти-двадцати лет, считалось устаревшим. В XIX и XX веке композиторы начинают писать для потомков, несколько пренебрегая настоящей публикой. Бах же и все барочные композиторы писали для современников. Я думаю, из-за этого старинная музыка сегодня особенно любима.
Вы ведете масштабную преподавательскую деятельность. Как вы определяете способности студентов?Успех исполнителя зависит не только от способностей, но и от труда, времени, посвященного занятиям. Главное чувствовать музыку, это очень расширяет кругозор и в интеллектуальном, и в эмоциональном смысле. Важно найти «своего» учителя, который сможет привить любовь к музыке. Я вижу некоторую проблему в современной педагогике: с самого начала учителя пытаются вырастить профессионала, работая над техникой. В результате появляются музыканты, которые могут с легкостью сыграть произведения Листа, а сонату Моцарта исполнить не могут. Я хотел бы, чтобы было наоборот. Желаю всем педагогов, которые смогут показать эмоциональную силу музыки.
cultinfo.ru/news/20…t-12