Незабытые имена
В праздничной программе — выступление старейшего коллектива филармонии, Тульского государственного хора, которому в будущем году исполнится 75 лет, и самого молодого, Тульского симфонического оркестра, созданного в этом году. Символично: сохранение традиций — и устремленность в будущее…
Немного истории. Для Тульской областной филармонии она началась 80 лет назад. В 30-е годы прошлого века советское государство решило упорядочить деятельность многочисленных концертных агентств, появившихся в период НЭПа. В Туле концертное бюро при областном управлении по делам искусств было создано в 1937 году, его первый сезон открылся концертами 25-летнего, но уже очень известного пианиста Якова Флиера и популярного эстрадного супружеского дуэта: Клавдия Шульженко — куплетист Владимир Коралли.
Через два года бюро преобразовали в филармонию. В Государственном архиве Тульской области сохранились уникальные документы: постановление оргкомитета Верховного Совета РСФСР по Тульской области от 5 мая 1939 года о создании филармонии, а также черновик с подробным планом действий и смета. В черновике, в том числе, говорилось об организации симфонического оркестра и ансамбля песни и пляски, о расширении работы эстрадного сектора и гастрольной деятельности…
В начале Великой Отечественной войны тульская филармония была закрыта, но ее артисты продолжали работать — они выступали в госпиталях, военных частях и училищах. После войны филармония начала строиться заново — дальнейшая ее история была связана с именами замечательных людей, благодаря которым развивалась музыкальная жизнь Тулы. Прежде всего — с именем народного артиста РСФСР Иосифа Александровича Михайловского, возглавлявшего Тульскую областную филармонию с 1957 по 1993 год, и заслуженного работника культуры Р Ф Генриха Самойловича Гиндеса, который был художественным руководителем ТОФ с 1993 по 2003 год…
Один из старейших сотрудников Тульской областной филармонии, отметивший в прошлом году свой личный 80-летний юбилей, заместитель директора по работе концертного зала Владимир Михайлович Зварич вспоминает:
— Я пришел на работу в филармонию в 1994 году по приглашению Генриха Самойловича. Был кризис, нелегкие времена, а он поставил передо мной задачу довести количество концертов в зале с 4-х до 20-ти в месяц. Тогда на сцене концертного зала в основном выступали гастролеры, а наши артисты ездили с концертами по области. Мы запустили программу «Тульские имена», благодаря которой публика заново открыла и полюбила талантливых тульских исполнителей. И одновременно стали расширять контакты с известными российскими артистами и приглашать их в наш город…
Владимир Михайлович показывает фотографии известных гастролеров, приезжавших в Тулу. По его опыту, чем больше талант артиста, тем он скромнее и проще в общении.
— Елена Образцова — прекрасная женщина, скромная, никаких капризов, — рассказывает он. — А Вероника Дударова? Ей было уже 80 лет, когда она приехала со своим оркестром в наш город. Я ей помогал по лестнице подняться, на репетиции она дирижировала, сидя на стуле. А на концерте встала за пульт — и так работала, будто молодая, и со здоровьем всё нормально. Вот это профессионал!..
Девиз: «Мы можем всё»
В юбилейные дни без воспоминаний не обойтись. Сотрудники филармонии в течение года на официальном сайте ТОФ регулярно выкладывали фрагменты исторических документов и мемуаров, раритетных фотографий и старых афиш. В создании виртуального сериала принимали участие не только сотрудники филармонии, но и зрители самых разных поколений.
Что такое Тульская областная филармония сегодня? Директор ТОФ Елена Руднева отвечает: «Профессионализм, молодость, динамичное развитие, но прежде всего — атмосфера общения».
— Наш сегодняшний девиз — «Мы можем всё», — подчеркивает Елена Юрьевна. — Мы работаем в самых разных форматах: большие и камерные концерты, музыкальные кафе-гостиные, концерты-квесты, концерты-экскурсии… За последние пять лет посещаемость филармонических программ с участием тульских артистов выросла в два раза. Очень важно, что к нам, в том числе и на академические концерты, всё активнее приходит молодежь, вырос процент электронных продаж билетов. В этом есть заслуга пиар-отдела, в котором сегодня работают молодые креативные ребята. Но дело, конечно, не только в этом. Мы удовлетворяем запросы зрителей разных категорий и эстетических вкусов, предлагая при этом продукт самого высокого профессионального качества…
Масштабные преобразования в Тульской областной филармонии начались с ремонта основного здания и реставрации переданного ТОФ здания Дворянского собрания. В филармонии появились дополнительные помещения для расширения репетиционной базы и, что очень важно, — новые концертные площадки. Однако филармония давно вышла за рамки и этих двух зданий: она создает в регионе живую художественную среду, в которой доступ к профессиональной музыкальной культуре открыт каждому.
«Шаг навстречу» — один из стартовавших в этом году проектов. Его цель — создание выездных концертных площадок в районах. В настоящее время ТОФ работает с Венёвским, Одоевским, Дубенским, Узловским, Куркинским и Заокским районами. В проекте участвуют программы, подготовленные для основной филармонической сцены.
Проект «Виртуальный кинозал», в рамках которого транслируются концерты известных исполнителей из лучших залов страны в режиме реального времени. Социальные концерты в Дворянском собрании, адресованные пожилым и малоимущим людям. Цикл органных концертов в католическом храме св. Петра и Павла, организованный совместно с тульским католическим приходом и благотворительным фондом «Искусство добра»… Все филармонические проекты успешно работают, так отвечают запросам разных категорий зрителей.
Приглашенные худруки
Артисты и коллективы востребованы — в таком жестком ритме они, кажется, не работали никогда раньше. За месяц в двух зданиях ТОФ проходит до 40−45 мероприятий, что еще два года назад казалось совершенно немыслимым.
Одно из важнейших событий последнего времени — создание Тульского симфонического оркестра, открывающее для филармонии новые творческие возможности. Дебют оркестра состоялся меньше двух месяцев назад, но уже сегодня в его биографии — три выступления на престижных столичных концертных площадках. Судя по всему, новый коллектив не ограничится запланированными девятью концертами в этом сезоне…
Некоторых смущает, что два самых больших коллектива филармонии — симфонический оркестр и государственный хор — возглавили не туляки: лауреат премии Президента Р Ф для молодых деятелей культуры Владислав Лаврик и лауреат премии Москвы, профессор Александр Соловьёв.
— Приглашенные художественные руководители и дирижеры — это сегодня обычная практика, — объясняет Елена Руднева. — Их опыт, профессиональный авторитет, творческие связи — для нас это очень важно. Сегодня тульские коллективы участвуют в программах федерального уровня и реализуют интереснейшие проекты с участием известных исполнителей…
И еще: в филармонии стала звучать современная академическая музыка (опера-оратория «Бабий Яр» Д. Кривицкого, премьера оперы Р. Щедрина «Боярыня Морозова», «Солдатский реквием» В. Дашкевича), причем концерты проходят с аншлагом. Тула станет участником большого Всероссийского фестиваля «Запечатленный ангел», посвященного 85-летию нашего земляка Родиона Щедрина. К фестивалю филармония готовит программу на основе музыки Щедрина и сказки Ершова «Конёк-горбунок» с участием госхора, симфонического оркестра, фольклорного ансамбля «Услада»; чтец и режиссёр — Пётр Татарицкий (Москва).
Музыка без границ
— Образ современной филармонии отличается от прежнего, и он отвечает требованиям времени, — считает заместитель директора ТОФ, курирующий классическое направление, заслуженный артист РФ, пианист Яков Соловьев. — Мы давно отказались от старой советской концертной практики, когда исполнители обязаны были, как мы тогда шутили, доехать до каждой фермы, чтобы оплодотворить коров классической музыкой. При этом мы стараемся быть открытыми и доступными для каждого. Как однажды сказал Михаил Плетнев, классическая музыка — это элитарное искусство, но элита — это не только тот, кто живет в столице и ходит на концерты в консерваторию. Человек может жить в сельской местности, но искренне любить музыку и тянуться к культуре. Что же касается нас, исполнителей, сегодня в тульской филармонии присутствует свобода творчества и возможность реализовать себя в разных качествах…
Яков Соловьев рассказывает об одном из успешных филармонических проектов — фестивале классической музыки «Музыкальное лето в Поленово», в котором участвуют, в том числе, известные московские исполнители.
Мир музыки не имеет границ. И не только географических. В этом убежден заместитель директора ТОФ Алексей Симоновский — гитарист, аранжировщик, автор музыкальных программ.
— Основные направления филармонической деятельности — академическое, фольклорно-народное, эстрадно-джазовое — сегодня существуют для нас только в качестве рабочих. По всем спектрам идет процесс интеграции, и это естественный процесс — так сейчас развивается музыкальная история. Согласитесь: еще лет тридцать назад можно было дискутировать, что более значимо: романс «Форель» Шуберта или «Yesterday» Beatles, а сейчас такой спор уже невозможен. В репертуар самых разных исполнителей и составов входит музыка любых эпох и направлений: скажем, «Танго» Астора Пьяццоллы может исполнить камерный оркестр в академическом стиле, банданионист — в стиле фолк или гитарист — в джазовом стиле. Важны интепретация, понимание, с которыми исполнитель выходит на сцену. И зритель тоже очень изменился, он стал более информированным и взыскательным. Поэтому сегодня артист — не «носитель доброго и вечного», эта советская формула перестала существовать. Артист не носитель ничего, он прежде всего — представитель профессии, вступающий в диалог со зрителем на равных…
Автор: Ирина СкибинскаяФото: Александра Колесника и из архива ТОФmk.tula.ru/article…636/