Творческая лаборатория Александра Виницкого

Добавлено 10 сентября 2016 Александр Виницкий

Нижегородская консерватория, Александр Виницкий (гитара, композитор)

Летняя школа Александра Виницкого: юных гитаристов научили чувствовать стиль и ловить ритм

75 учащихся и преподавателей музыкальных школ, а также студентов колледжа, собрала Летняя гитарная школа Александра Виницкого. В течение целой недели с 22 по 28 августа в живописном Детском лагере под Новосибирском звучала гитарная (и не только!) музыка, проходили мастер-классы, лекции, концерты и групповые ритмические импровизации. Благодатная природа последних дней августа, сосновый лес на берегу Бердского залива, а также теплое общение музыкантов, исключающее привычную конкурсную конкуренцию, — всё это создавало неповторимо творческую, одухотворенную атмосферу на Летней школе.

Концепция такого гитарного форума была придумана и реализована преподавателем Курганского музыкального колледжа, гитарным деятелем Станиславом Савельевым и выдающимся композитором и педагогом Александром Виницким. Под руководством этих музыкантов успешно прошли первые гитарные школы в Курганской области и подмосковном Серпухове, а нынешний форум стал уже седьмым по счету. Местом проведения Новосибирск выбран неспроста — оба организатора считают этот город флагманом российской гитаристики и главным поставщиком профессиональных кадров в столичные вузы.

В Детский лагерь «Чудолесье», где проходила смена, были приглашены замечательные музыканты и педагоги: корифей сибирской гитарной школы Юрий Кузин читал семинар, а Сергей Руднев проводил мастер-классы и представил концертную программу. С концертом выступили недавние выпускники Нижегородской консерватории Кузьма Филимонов и Михаил Ракин.

Уникальная методика преподавания Александра Иосифовича позволяет организовать, по словам самого музыканта, творческую лабораторию, позволяющую слушателям провести время полезно, рационально и интересно. При этом Летняя школа — отнюдь не «кружок», все программы подкреплены методическими разработками и тщательно продуманы.

Мы формируем программу таким образом, чтобы к ней проявить любопытство всех участников. Это бесконечный процесс открытия, каждый день мы открываем нашим ученикам звучащий мир. Любопытство — одно из качеств, которые здесь, на летней школе, провоцируются. И далее, когда ученик берет в руки инструмент и играет классику, у него рождаются ассоциации, включается слуховой опыт — и тогда музыка наполняется смыслом. А. Виницкий День в лагере всегда начинается с ритмики и коллективной импровизации. Затем — слушания мастер-классов на различные темы: аранжировка, аккомпанемент, блюз и другое. После обеда подопечные Александра Иосифовича отправляются на репетиции гитарных оркестров и мастер-классы. А вечером — традиционные концерты участников школы и приглашенных звезд. Стоит отметить, что по мнению организаторов, одним из важнейших моментов обучения стали вечерние просмотры фильмов. Материал вдумчиво отбирался педагогами школы, а после просмотра вызывал бурные обсуждения, гитаристы еще долго не расходились по домам. Среди прочего, было показано ирландское танцевальное шоу, вокальный джазовый квартет, концерт Дэвида Рассела, фильм BBC «Оркестр со свалки» — всё подчинялось концепции разностороннего развития музыкантов. «Зрители сначала понять не могли: почему на гитарной школе показывают танцы. А потом стали отмечать что-то для себя, проводить параллели — говорит Станислав, — Смысл в том, что не надо быть однобоким. Для меня самое главное в музыканте — его умение ориентироваться в различных стилях музыки».

Глеб Усов, ученик Новосибирской ДШИ № 23, приехал в школу с товарищем, посетил все мероприятия и концерты. На одном из таких вечеров ученик представил «Элегию памяти Шопена» В.Калинина.
«Запомнились больше всего репетиции оркестра. Это необычно, то как мы сразу брали и играли вместе. — Делится с нами Глеб. — А в свободное время мы играли в волейбол и импровизировали на гитарах». Заниматься профессионально юный музыкант не планирует, но считает, что полученные знания пригодятся в последующем домашнем музицировании. «Школа мне была нужна для общего развития. Познакомился с интересными людьми и разыгрался перед новым учебным годом».

Интересным событием форума стало создание фестивальных гитарных оркестров: старшего оркестра «Неоклассик» (из педагогов и студентов, см. видео) и сводного, в котором сыграли все участники школы. Коллективы исполнили специально сочиненную Александром Иосифовичем для школы музыку «Ночной экспресс», «Танец лесных гномов», «Утренняя песня». Эти композиции на удивление полнозвучно использовали все краски такого оркестра, завораживая необычным звучанием.

«С одной стороны, — рассуждает Виницкий, оркестр — это куча мала, куча звуков, и вроде бы он неприспособлен для серьезного музицирования, но с другой — это прекрасная база для обучения гитаристов важным музыкантским качествам. Это контроль за исполнением, управляемость артикуляцией, штрихами, регистрами, динамикой. То есть играть не так как захочется, а исходя из запросов ансамбля. Аранжировка для такого оркестра — это архисложно, и представляет собой область для серьезного изучения.»

Точку поставил заключительный концерт, в котором новоиспеченные выпускники Летней школы выступили сольно, а также в импровизированных ансамблях, в том числе с участием маэстро.

В планах, организаторов — проведение под брендом «Гитарный ренессанс» конкурсов всероссийского и международного ранга, летних школ, концертов зарубежных исполнителей. «У слова ренессанс есть два значения, — поясняет Савельев, одно из них — возрождение, другое — вовлечение. Вовлечение всё большего числа музыкантов и преподавателей в гитарное движение!»

Автор: Alexander Kovalev

Александр Иосифович с главным героем своей популярной пьесы

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору