У кошки четыре ноги

Добавлено 22 мая 2018 волонтер

В Петербурге открылся V фестиваль современной академической музыки reMuzik.org. Мировые премьеры сочинений, выступления авторов из России, Франции, Бельгии, Швейцарии и других стран, мастер-классы и встречи с великими… Одним из центральных событий фестиваля станет III Международный конкурс композиторов имени Сергея Слонимского.

Сергей Слонимский: Мысль о том, что народ у нас не понимает Брамса и Стравинского, придумывают администраторы. Фото: photoxpress

Сергей Михайлович, почему мы так плохо знаем сегодняшних авторов, пишущих академическую музыку? Если спросить на улице имя известного современного композитора, в большинстве ответов прозвучат фамилии песенников, работающих в легком жанре…

Сергей Слонимский: Это — от шоуменов, рекламирующих свой товар. Дескать, серьезная музыка народу не нужна. Мысль не новая. Она была высказана еще в 1948 году, когда в постановлении ЦК о формализме громили лучших композиторов — Шостаковича, Прокофьева. И противопоставляли им как раз авторов-песенников. На самом деле это не так. Если вы придете в Большой зал филармонии — вы увидите полный аншлаг. Так что мысль о том, что народ у нас не понимает Брамса и Стравинского, придумывают администраторы.

Еще во времена Чайковского был некто Славянский — знаменитейший певец-композитор, с которым Петр Ильич безрезультатно боролся. Он был неимоверно популярен, как сегодня Басков или Шнуров. И Чайковский в борьбе потерпел поражение. Он получал хамские письма о том, что завидует Славянскому. Так что во все времена массовая поп-музыка давила серьезную. И во все времена такие композиторы, как Бетховен, Мусоргский, Стравинский, Бородин, Берлиоз, считались какими-то непонятными широкой публике авангардистами.

Во времена Чайковского был некто Славянский. Он был популярен, как сегодня Басков или Шнуров

Консерватория выпускает в год пять-шесть композиторов. Куда они потом деваются?

Сергей Слонимский: По-разному. Каждый композитор может вести теоретические предметы в училище или школе. Я сам начинал как преподаватель гармонии и музыкальных форм. А сейчас написал книгу под названием «Мелодика» и ввожу этот курс в программу обучения. Смешно сказать, но курса мелодии никогда в консерватории не было. У меня 300 нотных примеров в этой книге, начиная от самой древней вавилонской, античной музыки и, конечно, древнерусской. И до наших дней.

А как рождается музыка?

Сергей Слонимский: По-разному. Для меня лично сначала приходит мелодическая фраза, иногда во сне. И если ты профессионал, она вызывает другие музыкальные мысли, включая оркестровые, тембровые, гармонические…

А у вас всегда в голове звучит музыка?

Сергей Слонимский: Сейчас уже нет. Если зазвучит, я с вами не буду разговаривать, а круглые сутки буду сидеть за роялем.

Может, это просто разные дарования — писать песни и писать симфонии?

Сергей Слонимский: Знаете, некоторые люди всерьез уверены, что человек, написавший 33 симфонии и восемь опер, как я, не способен написать простейшую песенку. У меня такой случай был с юристами, которые обслуживали наследников Владимира Высоцкого. Мои песни на его стихи, написанные для фильма «Интервенция», Высоцкий записал с филармоническим ансамблем — «До нашей эры соблюдалось чувство меры» и «Деревянные костюмы». Я подарил копию записи музею Высоцкого. Они расценили запись так, что он поет свои песни. Но Владимир Высоцкий не нуждается в чужой славе! Стихи — да, его, а музыка моя. Кстати, Леонид Пантелеев, автор повести «Республика ШКИД», тоже не верил, что серьезный композитор может написать популярную песенку.

Я помню, как вы смеялись, что вошли в историю автором песенки «У кошки четыре ноги».

Сергей Слонимский: У композитора должно быть умение проникать в суть чужого «я». А симфоническая музыка хороша тем, что в ней можно без цензуры сказать все, что думаешь, и разобраться в этом цензору бывает не всегда просто.

Как вы относитесь к тому, что конкурс носит ваше имя?

Сергей Слонимский: Я не придаю этому особого значения. Мне важно, что это, во-первых, конкурс авангардной музыки и, во-вторых — международной: в нем участвуют иностранцы. У меня есть воспитанники в США, в Мексике. Есть ученик-исландец… Да и Хоссейни Мехди, который является художественным руководителем фестиваля, перс по национальности, мой воспитанник. Очень талантлив. Он авангардист, что в Иране во время его учебы совсем не поощрялось. Я сам не вхожу в жюри: мне кажется, судить авторов в данном случае мне неловко.

Источник: rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору