На фестивале татарской музыки «Мирас» укрепляли иммунитет советским оптимизмом и представили книгу о ГСО РТ автора «БИЗНЕС Online»
Полный зал, несмотря на эпидемию гриппа, собрал открывшийся накануне в Казани I фестиваль татарской музыки им. Жиганова «Мирас». Худрук ГСО РТ Александр Сладковский задался целью возродить давно забытые произведения советско-татарских композиторов. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывав на первом концерте, поверила в светлое будущее и узнала, что делали бывшие руководители ТАССР для того, чтобы приличного оркестра в республике не было.
МУЗЫКА В 3D-ОЧКАХ«В таком звучании вы их еще не слышали!» — рекламировал произведения
Назиба Жиганова худрук ГСО РТ
Александр Сладковский перед открытием фестиваля татарской музыки «Мирас». Худрук был в приподнятом настроении и выразил искреннюю радость от того, что оркестр сейчас настолько владеет репертуаром и может смело браться за татарскую классику.
— Я считаю своим долгом отдать дань памяти человеку, которому мы должны быть благодарны своим существованием, — поприветствовал Сладковский журналистов «в дивном камерном зале» ГБКЗ им. Сайдашева. — Известно, что Жиганов долго хлопотал, чтобы здесь был оркестр. Переоценить значение этого гиганта для Татарстана, да и вообще для российского музыкального искусства вряд ли возможно. Он относится к столпам татарской культуры, к личностям такого масштаба, которых обычно увековечивают на музыкальных фестивалях и форумах.
Чем чаще произведение исполняется, тем выше к нему зрительский интерес, констатировал арт-директор фестиваля, завкафедрой истории музыки Казанской государственной консерватории
Вадим Дулат-Алеев. Некоторым забытым творениям татарских композиторов пора выйти из тени — многие из них до сих пор существуют лишь «на виниле». Нужно, чтобы они были не в моно- и даже не в стереоформате, а чуть ли не в 3D — чем черт не шутит, может быть, скоро мы и музыку будем в очках слушать:
— О том, что у татарской музыки богатое наследие, все больше людей, к сожалению, знают только понаслышке. Очень многие произведения находятся в музейном статусе. Они должны выйти на сцену, должны зазвучать в современном информационном пространстве! Иногда спрашивают: а у вас будет премьера? У нас премьера — первое исполнение Пятой симфонии Жиганова в XXI веке.
«СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, МОЖНО СКАЗАТЬ, ЗАВАЛИЛИ»Накануне произошло еще одно знаковое событие для коллектива Сладковского — вышла книга «Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. Опыт истории, истории опыта». Увесистый том в роскошном темно-зеленом с позолотой переплете презентовала автор и музыкальный критик
Елена Черемных. Она призналась, что сама еще не успела подержать плод своего труда в руках, а работа над книгой заняла пять лет.
— Мне как историку и музыкальному критику было очень интересно оглянуться в прошлое. Я готова констатировать, что сегодня мы находимся на пороге действительно уникального исторического, беспрецедентного в масштабах нашей страны события. Вся советская передовая музыкальная академическая культура, которая, как Атлантида, погрузилась на дно истории, выплывает сейчас фрагментарно и далеко не везде. Посмотрите, сколько оркестров было при Советском Союзе! — обратилась автор «БИЗНЕС Online» Черемных к журналистам. — Мы с прискорбием должны заметить, что эта картина изменена и изменена не в лучшую сторону… А Татарстан есть то уникальное, религиозно наполненное и заинтересованное в развитии музыкальной традиции место, где не все ушло в песок и растворилось в воздухе, где все продолжается. Продолжается благодаря и вопреки чьим-то усилиям и чьим-то установкам.
О каких таинственных недругах из прошлого говорила автор, становится понятно с первых страниц книги. Оказывается, Жиганову в 1950 — 60-е годы на композиторских пленумах в Москве приходилось чуть ли не драться за идею татарского симфонического оркестра «под ехидный хохоток зала». Но все было тщетно. В 1957-м году, к примеру, на декаду татарского искусства в столице республика вместо собственного симфонического оркестра привезла только дирижеров:
Азгара Абдуллина,
Джаляля Садрижиганова,
Кирилла Тихонова. Это, по выражению Черемных, была шапка без головы.
Сохранились московские письма Жиганова жене, написанные в 1964 году: «Симфонический оркестр, можно сказать, завалили. У всех в голове только деньги, деньги. Филармония себя как-то окупает, дотаций не просит. А оркестр — надо заботиться, надо работать. А работать не хочется». Через полгода композитор вновь пишет супруге: «…А я, грешный, когда слушаю хороший оркестр, вспоминаю Казань, где руководитель республики делает все, чтобы у нас не было оркестра. Он им не нужен. Оркестр — это дополнительные квартиры, деньги. Новые заботы. Концертный зал придется строить… А им самим не нужно все это. Я свыше 25 лет отдал вопросу организации в Казани оркестра и ничего не могу сделать. Бьюсь как рыба об лед. И чувствую, что для решения этого вопроса, видимо, моей жизни не хватит».
БИТВА ЗА УРОЖАЙ И «ПОЕЗД» НА БИСК счастью, интуиция Жиганова подвела — через пару лет оркестр в Казани таки-появился. На нынешнем открытии фестиваля исполнялась Пятая симфония Жиганова, увертюра «Нафиса» и Сюита на татарские темы. Зал был полный — что удивительно, меломаны и гриппа не испугались. В «противопростудных» масках были только некоторые гардеробщицы.
— Надо же, и молодежь ходит! — одобрительно похлопала по плечу корреспондента «БИЗНЕС Online» одна из зрительниц, пробираясь к своему месту. Молодежи и правда хватало — несколько девушек в переливающихся стразами кофточках делали селфи в холле концертного зала. В самом зале группа индийских студентов «без мест» активно искала свободные стулья. Один местный паренек разбирался, кто занял его место и место его девушки. Обнаружив на нужных стульях двух пожилых дам, на весь зал галантно предложил: «Сидите, сидите!», не обращая внимания на музыкантов и ведущего, уже появившихся на сцене. Билетерша испуганно зацыкала на джентльмена и посадила бабушек на приставные стулья. Наконец все расселись.
— Пятая симфония — одно из последних романтических произведений Жиганова, — тем временем рассказывал со сцены Дулат-Алеев.
В четырехчастной симфонии находится место и воинственным призывам валторн и труб, и берущим за душу напевам струнных (вторая часть неслучайно признается одной из самых выразительных в татарской симфонической музыке), и разудалым народным пляскам — видимо, на Сабантуе.
После антракта исполняется увертюра «Нафиса». При ее написании автор использовал музыкальный материал из своей же оперы «Намус» («Честь»), написанной в 1950 году по одноименному роману Гумера Баширова. Тем не менее увертюра — это самостоятельное произведение, рассказывающее о тяжелой судьбе девушки Нафисы, о битве за урожай на колхозных полях во время Великой Отечественной войны. Произведение действительно воспринимается как книга или иллюстрация к фильму — правда, в несколько усеченном формате. Музыка словно рассказывает о жизненных невзгодах, нешуточных переживаниях, об утешении, которое Нафиса находит в народных песнях.
А вот после исполнения последнего произведения «Сюиты на татарские темы» зал долго не мог успокоиться. Произведение состоит из четырех частей, в основе каждой лежит мелодия из татарской народной песни: «Райхан» — лирическая песня-признание, «Кара урман» («Дремучий лес») — философское размышление о трудностях жизни, «Колаксыз Зариф» — шуточный диалог-перебранка между юношами и девушками, и «Уфа — Чилэбе» («Уфа — Челябинск») — энергичный такмак (жанр башкирского и татарского музыкального фольклора). В последней песне натурально «изображен» поезд, произведение, как указано в програмке, «выражает оптимизм и энергию нового века». Пожалуй, в XXI веке такую жизнеутверждающую сюиту вряд ли смогли бы написать, но, наверное, именно таких эмоций россиянам не хватает. Зал завелся не на шутку, не отпуская музыкантов. Уступив аплодисментам, Сладковский скомандовал сыграть «поезд» на бис.
Фестиваль продлится до 8 февраля. 6-го зрители услышат «Марш Тукая» Яруллина, Симфонию № 3 Монасыпова, вальс из музыкальной драмы «Наемщик» Сайдашева и Концерт для фортепиано с оркестром Яхина. В последний день фестиваля прозвучат Концерт для скрипки с оркестром Любовского, Симфония № 7 Калимуллина, кантата «Гимн Гармонии» Ахияровой и концерт для оркестра Шарифуллина «Джиен».
www.business-gazeta.ru