У Псковщины появилась своя столица органной музыки

Добавлено 12 июля 2016 dinavenerovna

Любовь Шишханова (орган), Денис Маханьков (орган), Дина Ихина (орган), Церковь Св. Петра в Печорах

В Печорах завершилась очередная серия органных концертов в рамках Международного музыкального фестиваля «Дни музыки в Печорах». Проект, который существует уже третий год, организовала супружеская пара — выпускники Санкт-Петербургской консерватории Денис Маханьков и Дина Ихина.

В прошлом году молодые органисты стали обладателями первой общественной премии Псковской области «Народное признание» в номинации «Инициатива» за работу по возрождению уникального органа в местной лютеранской кирхе. О том, как маленький провинциальный город постепенно становится центром органного и музыкального искусства в регионе, Денис Маханьков и Дина Ихина рассказали корреспонденту «Российской газеты».

Дина, Денис, сегодня органные концерты в Печорах — это своего рода бренд региона. Как родилась идея проведения органных концертов в Печорах?

Дина Ихина: Все получилось спонтанно. Мы с Денисом не являемся уроженцами Псковщины, я родом из Саратова, окончила там местную консерваторию, Денис из Калининграда, оба учились в Санкт-Петербургской консерватории, теперь преподаем, живем в Приозерске Ленинградской области. Активно работаем в Калининграде, карельской Кондопоге и Эстонии. Профессиональные знакомства и привели нас в Печоры.

В свое время организацией концертов здесь занималась эстонская благотворительная организации Rohuaia Rist («Эдемский Крест») под руководством Эльмета Вакса. Концерты проходили нерегулярно, а в 2014 году проект и вовсе закрылся, поскольку ушел из жизни постоянный спонсор. Благотворители решили передать эстафету молодому поколению. Замечательный органист Денис Каспарович привлек к проекту нас с Денисом. Так и родилась идея благотворительных концертных сезонов.

Орган в Печорах входит в десятку исторических органов России. Расскажите немного о том, как он появился в Печорах…

Денис Маханьков: После окончания Первой мировой войны Печоры отошли Эстонии. Городская лютеранская община росла, в результате встал вопрос о строительстве кирхи. Храм из красного кирпича был возведен по проекту псковского архитектора Анатолия Алексеевича Подчекаева. В сентябре 1926 года состоялось торжественное освящение церкви, в этом году мы отметим 90-летие этого исторического события.

Орган эстонской фирмы Kriisa был построен два года спустя. Эта фирма, основанная братьями Крииза, существовала на тот момент более тридцати лет и имела крупнейшую в Эстонии органную мастерскую. Мастер Хардо Крииза, который сегодня возглавляет эту фирму, — представитель уже третьего поколения династии органных мастеров.

Это романтический орган с пневматической трактурой в стиле немецкого романтического органостроения. Похожие инструменты создавали такие именитые мастера как Вильгельм Зауэр или Эберхард Фридрих Валькер. Подобных органов в России всего три — один в Москве, в лютеранском храме Петра и Павла, второй — в Мальтийской капелле в Санкт-Петербурге (его кстати тоже реставрировала фирма Kriisa). Наш орган — третий, и единственный — в провинции.

Орган в Печорах входит в десятку исторических органов в России, то есть тех, которые сохранились после Великой Отечественной войны.

Органу почти 90 лет. Каково его сегодняшнее состояние?

Денис Маханьков: Когда мы первый раз открыли орган, поняли, что прежде всего нужно восстановить инструмент, которому явно было далеко до концертного звучания. Проблем было много, ведь с 1928 года не проводилось ни реставраций, ни ремонтов. Все ограничивалось элементарными текущими работами и настройкой, которые способен выполнить сам органист, хотя органы пневматического типа сложны в устройстве.

Нет, если включить все регистры, он худо-бедно звучал — честь и хвала эстонским органостроителям (в некоторых филармониях органы в худшем состоянии). Всего за семь приездов мы сумели привести инструмент в средне-концертное состояние. Сейчас дефекты звучания практически не слышны, каждый регистр работает, все ноты и педальные клавиши отвечают, утраченные трубы заменены. Причем, все работы проведены на пожертвования слушателей.

Кто помогал вам в восстановлении инструмента?

Дина Ихина: Замечательный мастер Сергей Иванович Горохолинский, который работает органным мастером в Кондопоге и Пензенской филармонии. И его помощник Владимир Турицин.

Кроме восстановления инструмента существует и проблема ремонта здания…

Дина Ихина: В 2015 году мы проводили мониторинг состояния здания, и к нашему удивлению оказалось, что кирха находится в удовлетворительном состоянии. Эстонцы строили на совесть, даже краска внутри неплохо сохранилась. Но ремонтные работы все же требуются, это видно невооруженным глазом. Неплохо бы обновить кровлю и заменить выбитые рамы, провести ремонт внутренних помещений, облагородить территорию вокруг кирхи.

Денис Маханьков: Сейчас это действующий храм. Существует небольшой приход, богослужения ведутся раз в месяц, пастор специально приезжает из Эстонии. Мы проводим концерты с апреля по октябрь. И многие переживают за инструмент, ведь здание не отапливается. Однако для органа это не так уж и плохо, он нагревается и охлаждается в естественных условиях. В 70-е годы здесь было установлено газовое отопление, но орган его не принял, ноты стали «зависать», отопление пришлось демонтировать.

География участников фестиваля поражает. Каждый год в маленькие Печоры приезжают знаменитые музыканты не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из других стран…

Денис Маханьков: И с каждым сезоном география гостей расширяется. Этим летом выступят органисты из Финляндии, Польши, Швейцарии, Великобритании. И поверьте, музыканты приезжают не ради гонораров. Ведь сыграть на историческом органе для многих очень ценно.

Вы не ограничиваетесь сольными выступлениями. Гусли, лютня, барочная гитара, цимбалы уже звучали в дуэте с органом. Будут ли продолжены музыкальные эксперименты?

Денис Маханьков: Безусловно. Например, к Дню Победы мы подготовили концерт, в котором орган аккомпанировал…патефону. Идея этого перформанса родилась во время нашей поездки на терский берег Белого моря. Мы жили на рыбацком хуторе «тоня Тетрина». Это эколого-этнографический комплекс, своего рода музей под открытым небом, который воссоздал энтузиаст, историк Александр Комаров. Старый патефон он вынес нам как дорогую реликвию.

Характерный поскрипывающий звук старой пластинки настолько погрузил нас в ту эпоху, что вдохновил на необычный эксперимент. И вот на концерте 8 мая в кирхе впервые звучал голос Марка Бернеса, которому мы с супругой аккомпанировали на органе. Слушатели были взволнованы этим неожиданным сочетанием. И нам понравилось, что наши эксперименты радуют, развивают и просвещают людей.

Кстати

В ближайшие дни в Печорах состоится очередная серия органных концертов. 13 июля выступит лауреат Международных конкурсов Виктор Бжухач (орган, Польша), 15 июля — лауреаты Международных конкурсов Руслан Артиков (труба, Москва), Дина Ихина, Денис Маханьков (орган, Санкт-Петербург — Печоры), 16 июля — Йоахим Швандер (орган, Великобритания), 31 июля — Народная Артистка России Любовь Шишханова (орган, Москва — Ярославль), 3 августа — артист Мариинского театра Геннадий Никонов (труба, контртенор).

Текст: Анжелика Гурская (Псковская область)

Российская Газета

rg.ru

7.07.2016

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору