В Большом зале Московской консерватории прозвучала опера-оратория Стравинского «Царь Эдип».
Этот концерт стал финальным аккордом
«Царского абонемента», который придумал и реализовал знаменитый дирижер
Владимир Федосеев вместе со своим Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского.
Главная тема «царских концертов» - власть и судьба. И тут неизбежно погружение в глубины мировой истории и в философские раздумья в купе с наслаждением великими шедеврами музыки. Сначала был «Борис Годунов» Мусоргского, следом - «Иван Грозный» Прокофьева. Завершали монарший парад библейский «Царь Давид» и мифологический «Царь Эдип» - герои ораторий Онеггера и Стравинского.
Стравинский создал своего «Эдипа» на либретто Жана Кокто. Три раза Кокто приносил свои варианты текста, первые два Стравинскому категорически не понравились. Он называл их «вагнеровскими», не понятными простому человеку. В итоге Стравинский добился своей цели - воссоздать на сцене великий дух древнегреческой трагедии, используя в оратории латинский текст для певцов, и французский - для рассказчика, роль которого очень любят самые знаменитые артисты театра и кино. Самым известным исполнителем этой роли сегодня считается Жерар Депардье.
Владимир Федосеев для своей версии «Царя Эдипа» собрал московско-петербургскую команду, которая впечатляюще представила кровавую историю, порожденную любовью к власти. Тут чтец (артист Александринки Николай Мартон) истолковывает свою функцию в «Царе Эдипе» как помощь публике в припоминании трагедии Софокла. Но это, думается, он делает только из предупредительности, да ради умелого нагнетания страстей. Услышав, как Иокаста (солистка Михайловского театра Олеся Петрова) повесилась, ее сын, он же супруг Эдип (солист Большого театра Максим Пастер), выколол себе глаза ее золотой булавкой. Публика ужаснулась: в этот момент у Стравинского зазвучала ликующая «золотая» фанфара медных инструментов.
Умер король. Да здравствует король! Так что можноне удивляться, если Владимир Федосеев решит продолжить свою монаршую галерею, посвятив второй цикл ««Царского абонемента» уже женским фигурам. И здесь выбор огромный. Например, есть «Мария Стюарт» у Доницетти и «Саломея» у Рихарда Штрауса, а образ Клеопатры вдохновил и Генделя, и Массне, который, кстати, написал еще и знаменитую оперу «Таис»…
МАРИЯ БАБАЛОВА
Вечерняя Москва