
В. И. Матвиенко:Спасибо, Владимир Ростиславович, за очень содержательный и очень интересный доклад. Вы видели, с каким вниманием его прослушали. И я искренне рада, что Министерство культуры, наконец-то, за многие, многие годы повернулось к регионам, повернулось к городам, селам, где живет наше население, и Министерство культуры понимает свою ответственность за развитие всей культуры России. Это радует.
Хорошо, что мы сегодня на заседании Совета заранее, заблаговременно обсуждаем концепцию проведения Года культуры на будущий год. Это дает нам возможность серьезно к этому подготовиться.
Мы ожидаем в ближайшее время (надеюсь, что Министерство культуры в ближайшее время внесет) выхода постановления Правительства Российской Федерации об учреждении оргкомитета по проведению Года культуры. Проект такого постановления уже подготовлен. Просили бы, Владимир Ростиславович, ускорить его выход с тем, чтобы уже официально оргкомитет смог приступить...
С места:Внесен уже.
В. И. Матвиенко:Да, внесен. Будем ожидать его скорейшего подписания, чтобы уже оргкомитет мог полноценно включиться в работу по подготовке Года культуры.
И следующее. У меня просьба к Вам. В Вашем докладе прозвучало очень много интересных, по-настоящему новаторских идей по софинансированию целого ряда культурных действий, проектов развития инфраструктуры. У меня к Вам большая просьба. Во-первых, направить информационное письмо каждому губернатору о том, какие проекты предполагаются, какие гранты софинансирования Министерства культуры, чтобы эта информация стала доступна всем губернаторам.
Второе. Попросить их, чтобы они в случае заинтересованности (я думаю, что все губернаторы такую заинтересованность проявят) предусмотрели уже заранее в своих региональных бюджетах софинансирование этих проектов, потому что сейчас идет формирование региональных бюджетов, и надо успеть губернаторам понять, что культура на следующий год — приоритетное направление, что на нее надо выделять больше денег, существенно больше, чем это было раньше, и включиться в софинансирование проектов, предложенных вами. И, может быть, не откладывая, сделать график и запустить уже собеседование с главами регионов по софинансированию и в целом финансированию культуры в следующем году с тем, чтобы уже к началу осени у нас было абсолютное понимание, сколько регионов, по каким проектам, по каким грантам включаются. И чтобы софинансирование уже началось, что называется, с 1 января, а не как у нас практикуется Министерством финансов, когда открывают финансирование осенью, и эти деньги либо не осваиваются, либо осваиваются неэффективно. Поэтому всю эту сложную организационную работу надо провести, несмотря на лето, где-то до осени с тем, чтобы уже губернаторы могли подготовить и конкурсные документы, объявить конкурсы, и чтобы с 1 января это уже начало работать. Это сложная организационная работа, но ее надо обязательно выполнить и все регионы пропустить через Министерство культуры и составить такие совместные планы проведения Года культуры, в том числе с софинансированием. Просьба это в вашей работе иметь в виду.
Коллеги, мы приступаем к обсуждению. У меня какая просьба? Нам очень важно услышать мнение членов Совета, деятелей культуры, руководителей регионов по поводу того, что еще нужно и можно сделать в Год культуры, что планируется на региональном уровне. Меньше отчета и общих рассуждений, если можно, конкретные идеи, предложения, креативные предложения с тем, чтобы мы могли при доработке концепции проведения Года культуры Министерством культуры учесть все ваши предложения.
Олег Иванович Бетин, губернатор Тамбовской области.
Олег Иванович, много раз Вас вспоминал Министр культуры. Очень приятно, что Тамбовская область у нас является одним из лидеров региональных по поддержке культуры. Пожалуйста.
О. И. Бетин:Спасибо.
Я думаю, эти оценки авансом, мы отработаем всё, что обещали. Я очень благодарен за приглашение и за возможность выступить. Прежде всего, благодарен за инициативу, Валентина Ивановна, что следующий год должен быть Годом культуры — Ваша инициатива и Министерства.
Знаете, те предложения, которые звучали, Валентина Ивановна, в Вашем выступлении, в выступлении Владимира Ростиславовича, с ними можно согласиться, они очень интересные и требуют более глубокого осмысления. Да и материалы, которые были нам сейчас розданы, с чем можно было ознакомиться, в них серьезный анализ проведен, они достойны внимания, и, наверное, их нужно будет реализовывать.
Но все эти предложения сегодня идут, знаете, как-то сверху, вся инициатива. Мы говорим о массовой культуре, а давайте себе представим, а что такое сегодня народ? А будет он воспринимать это или нет? Какова реакция? Ведь в последнее время произошли и сейчас происходят огромные изменения, и люди по-разному воспринимают то, что делается сегодня. Вот будет ли удовлетворенность основной массы людей от тех мер, которые мы сегодня им предлагаем?
Знаете, по мере изменения экономической ситуации в стране (а улучшение можно количественно измерить) мы попытались оценить: а вот неудовлетворенность, накопленные завышенные ожидания в обществе, жестокость, количество зла можно измерить, улучшилось, изменилось или нет? И, знаете, мы не нашли таких критериев оценки, и сказать, что больше произвели продукции товарной, и люди стали добрее... Вы знаете, даже наоборот — жестокости больше стало появляться. И вот если мы сегодня в сфере экономики правильные задачи ставим: не менее чем на 5 процентов валовой продукт должен расти ежегодно, строить жилье и так далее... Я вам скажу, мы уже более 10 процентов в прошлом году получили объем прироста валового продукта, в этом году около 10 процентов, но у меня нет понимания того, что у людей возникла такая удовлетворенность, они считают, что это само собой разумеющееся, так и должно быть. В принципе, это правильно: власть должна делать все, чтобы изменялась ситуация к лучшему.
Вывод, к которому мы пришли.
Вы знаете, нужны идеи, объединяющие идеи и конкретные шаги, для того чтобы людей объединить. На принципах созидания. Знаете, наверное, создать атмосферу оптимизма, подъёма... Вот если у нас этого не будет, мы и экономические простые задачи не решим. Вот это надо будет сделать.
А вот как её создавать, с кем это всё делать? Знаете, можно только достигнуть этого, воспитав грамотных и образованных людей, которые обладали бы внутренней культурой, твёрдыми принципами и позицией своей.
Ну а для создания такой именно атмосферы мы уже в этом году приняли решение и объявили у себя Год культуры. И я благодарен, что нас неформально поддержало Министерство культуры. Вот Владимир Ростиславович лично приезжал к нам на эти мероприятия, мы обсуждали эти проблемы, и постоянно мы ощущаем поддержку в этом вопросе.
С чем же мы столкнулись, когда?.. Ну, мы все говорим, что мало денег. Вы знаете, это даже стало штампом. Почему? Отвести от себя критику, снять ответственность. Мол, мало и мало — чего мы можем сделать? Но вопрос-то ведь по большому счёту... ответственность за людей ведь никто не снимает за настроение, за то, как они живут, как относятся друг к другу. Поэтому вопрос возникает: ну а люди-то готовы к этой культуре или нет, насколько они в ней нуждаются?
Вы знаете, культура сегодня всё-таки чаще понимается как досуг на потребу дня, развлечение и отдых. Но подлинная-то культура требует усилий души, ума, сопереживания, нужно трудиться над собой. А вот этого нет. Вы знаете, как-то девальвировали атмосферу труда. Конечно, проще наслаждаться, видя фасад жизни, звёзд, поющих под «фанеру», там, кто где отдыхает, с кем живёт, от кого рожает и так далее. Каждый вечер у нас «Вечерний Ургант». Ну, я не за то, чтобы у нас был какой-то запрет. Да нет, вовсе не так, но всё-таки нужна широкая, я считаю, общественная дискуссия о ценностях сегодняшнего дня нашего общества, что ближе всего сегодня большинству людей.
Вы знаете, нам надо разбудить людей. Основная масса интеллигенции сегодня ушла в себя, и, если мы не раскроем их дух, талант, мы ничего не сделаем, так и будет одна элитарность. Вот хороший спектакль ставят: два, три спектакля — полный зал. Потом, говорят, никого уже нет. Почему? Все пришли, все посмотрели. А все остальные люди сидят дома у телевизоров и активность эту не проявляют. Ну, если мы говорим: для массы, изменить общество, нам нужно найти вот эти ключи, эти подходы, для того чтобы данные проблемы у нас решались.
Ну и что ещё мне хотелось бы? Вы знаете, про интеллигенцию. Конечно, можно создавать условия, и, конечно, от интеллигенции многое зависит: новые идеи в обществе формирует она. Но, вы знаете, на мой взгляд, мы многое уже в нынешней интеллигенции почти потеряли. Таких плохих отношений между интеллигенцией и властью, напряжённых, наверное, давно уже не было. Не знаю, как в период революции было, но, тем не менее, сегодня единства, поддержки не наблюдается.
Я хотел бы, чтобы мы сделали упор, прежде всего, на людей, для которых культура является действительно миссией, а Родина — делом всей жизни. Вот нам надо поднять дух этих людей и повернуть нашу культуру именно сегодня на массовость, на созидание. И вообще нам надо с паркета опуститься на землю.
Вы знаете, мы проводили съезд сельской интеллигенции. И какие тенденции обнаружились? Вот мы, как и все, укрупнили там школы, создали условия для хорошего обучения, Интернет (вот Владимир Ростиславович сказал, что всё есть). Вы знаете, что у нас произошло? Культурное слово «интеллигенция» ушло из села.
Вот мы будем строить дома культуры для кого? Кто там будет сейчас работать и эту культуру привносить? У нас и так домов культуры много, которые не работают или пустотой занимаются.
Поэтому вопрос сегодня не только в строительстве, а в разрушении той традиционной культурной среды, которая там была. Мы новой не сформировали, не создали, старую разрушили, и мы хотим, чтобы у нас Год культуры был эффективным. Нам надо найти подходы с учетом сегодня идущих процессов в России. Одно дело Москва, Санкт-Петербург (о чем говорить?), куда можно на экскурсии ездить, а другое дело там, где эта среда сегодня терпит бедствие. И вы знаете, новым строительством там уже сегодня не поправить. Нам нужно подумать, какие подходы нужны еще.
Знаете, что бы еще хотелось сказать? Вот про нашу позицию. Все-таки, вы знаете, у нас какое-то сегодня существует преклонение перед привнесенной культурой, но происходят большие изменения сегодня и в Европе, и в Азии. Вы знаете, у нас уже сегодня культура во многих странах, окружающих нас... этап, наверное, постхристианский развития истории. Если мы считали, что это передовое, всё это здорово и хорошо, то сегодня по взглядам многих людей... и моя позиция такова, что сегодня это не прогресс, а регресс, который там видим, и упадничество, потому что эти ценности русской интеллигенцией неприемлемы.
И, вы знаете, у нас сегодня возникает удивительная уникальная возможность объединить, стать центром здравомыслящих людей, и авторитет России может быть при объединении людей на этих принципах, как в послевоенные годы Советского Союза. Кто-то должен выступить инициатором и создать базу для объединения всех здравомыслящих людей и в Европе, и в Азии, и вообще выдвинуть идеи созидания, а не разрушения, которые сегодня начинают доминировать в Евросоюзе. Вот мы с вами в прошлый раз, помните, когда детство обсуждали, из Евросоюза приезжали комиссары... Ну и что они нам показывали? То, с чем мы не согласились все. Поэтому нам нужно сегодня не просто ждать изменения ситуации, но и сделать всё для того, чтобы авторитет России был сегодня на соответствующем уровне. Если мы этого не добьемся, то тяжело будет решать и внутренние проблемы.
Вы знаете, мы для того, чтобы заниматься этими процессами, сделали всё, чтобы культуру вывести в социальный блок. Это неправильно! Это всегда остаточный принцип, руки не доходят и так далее. Потому что... культуру мы перевели из социального блока в идеологический, ей стали уделять больше внимания. Поэтому я честно скажу, мне очень нравится та позиция, которая сегодня у Министерства культуры. Вот Министерство культуры сегодня, я скажу, из органа, управляющего несколькими десятками федеральных учреждений... увидело регионы. Это очень хорошо. И Министерство, судя по тем предложениям, которые были, становится центром историко-культурного и патриотического воспитания россиян. Это очень важно. И если мы будем объединяться на этих принципах, я уверен, что мы обречены на успех.
Вы знаете, готовясь к сегодняшней встрече, я вспомнил недавнюю беседу с одной сельской учительницей. Дальнее село, район, мы проводили праздник района. И когда спросили, что нужно сделать, она сказала просто: надо объединить культуру и образование, интеллигенцию и власть, тогда у нас всё получится. Спасибо.
(Аплодисменты.)В. И. Матвиенко:Спасибо, Олег Иванович, за очень интересное выступление.
Я попрошу взять слово Людмилу Валентиновну Бабушкину, председателя Законодательного Собрания Свердловской области.
Очень много желающих выступить, поэтому просьба в 3–5 минут укладываться во всех последующих выступлениях.
Пожалуйста.
Л. В. Бабушкина:Уважаемые Валентина Ивановна, Владимир Ростиславович, уважаемые члены Президиума, участники совещания! Я благодарю за предоставленную возможность участвовать в обсуждении этого важнейшего вопроса и темы. И не могу не отметить, что мы так же, как все присутствующие, очень заинтересованы в том, чтобы культура в нашей стране помогала развитию экономики и воспитывала граждан, будущих граждан нашей страны в тех этических нормах, которые мы бы хотели заложить для развития, в том числе нашего государства. И, конечно, Свердловская область сегодня делает всё возможное для того, чтобы не только сохранить те традиции, но и развивать в дальнейшем культуру. Не могу не отметить, что у нас только за последние два года принято четыре закона в развитие культуры, три мы сегодня намечаем. 25-го числа будем принимать закон о поддержке народных промыслов. И ещё ряд законов направлен на развитие и поддержку культуры.
Не могу не отметить, что Свердловская область является многонациональным регионом, где проживает более 140 народов, национальностей. И вот то, что мы сегодня предлагаем, чтобы этот Год культуры стал Годом русского языка как языка межнационального общения, я думаю, позволит нам ещё лучше понять культуру не только всех проживающих народов, национальностей, но и определить, что русский язык — язык, объединяющий всех нас и воспитывающий нас в общей культуре.
Если говорить о тех задачах, которые стоят перед органами власти Свердловской области, то, безусловно, мы уже готовимся к проведению Года культуры и заложили более 600 миллионов на решение вопросов. Я с оптимизмом слушала сегодня о том, какая поддержка будет с федерального уровня. Безусловно, мы будем стараться получить определённые преференции с федерального уровня. Но, тем не менее, сегодня и по поводу заработной платы, и по поводу других мероприятий мы не только готовимся, но есть определённые результаты. Я не буду останавливаться на этом, чтобы не задерживать ваше внимание.
Не могу не обратить внимания на следующее. Безусловно, мы сегодня развиваем новые методы в культуре, это и интернет-театры, интернет-концертные залы. Вот у нас в 20 муниципальных образований 27 филармонических залов, где... в любой точке нашего региона... Мы помним, Валентина Ивановна, Ваше высказывание о том, что до каждого муниципального образования нужно донести высокую культуру и интернет-библиотеки.
Но, тем не менее, я хотела бы обратить внимание на то, что нам необходимо сохранять и культурные традиции для нашего региона, для Урала это Бажов, это Мамин-Сибиряк, это Фёдор Решетников. И сегодня, если мы будем говорить о высокой культуре, я думаю, что каждый гражданин приобретёт гораздо больше.
Ну и, конечно, сегодня не могу не отметить, что у нас есть и филармонический оркестр (дирижёр — Дмитрий Лис), у нас есть детский филармонический оркестр, у нас есть театр оперы и балета, есть театр музкомедии, есть драмтеатр, есть театр юного зрителя, есть Коляда-театр и многие другие очаги культуры, которые посещают наши граждане. Но самое главное — мы с огромным опасением наблюдали и принимали все меры для того, чтобы не разрушить культуру в сельской местности. И сегодня, слушая Владимира Ростиславовича, я с оптимизмом смотрю на то, что это не будет разрушаться, более того, будет развиваться. Мы со своей стороны сделали многое для того, чтобы дома культуры у нас в муниципальных образованиях сохранялись, но на региональном уровне, наверное, при оптимизации тех расходов, которые есть, было бы очень сложно в каждой сельской местности сохранить.
Я хотела бы обратить внимание на то, что сегодня одним из направлений культурного развития является сохранение памятников культуры и архитектуры. И здесь, я думаю, есть серьезные проблемы, над которыми нам нужно еще подумать и, возможно, усилить наше федеральное и региональное законодательство в этом направлении, потому что как ни огорчительно это звучит, но порой наши памятники архитектуры разрушаются. И если мы вместе не будем об этом говорить и принимать серьезные меры, думаю, что последствия будут уже необратимыми.
В. И. Матвиенко:Людмила Валентиновна, регламент. Я буду очень строго следить.
Л. В. Бабушкина:Я завершаю. Валентина Ивановна, извините.
Я хочу сказать, что замечательно, что у нас 2014 год объявлен Годом культуры. И наш регион будет делать всё возможное, чтобы этот год прошел под этим тезисом не только в плане мероприятий, но чтобы каждый житель Свердловской области ощутил, что те мероприятия, которые мы проводим, они направлены на поддержку развития культуры и на развитие культуры в самом отдаленном уголке нашего региона.
Спасибо. Успехов нам всем.
В. И. Матвиенко:Благодарю Вас.
Вячеслав Иванович Шпорт, исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края.
Пожалуйста, Вячеслав Иванович.
В. И. Шпорт:Добрый день! Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Спасибо за приглашение выступить.
Проведение Года культуры в России — это решение очень своевременное. Актуальность его, безусловно, заключается в острой необходимости не просто привлечь внимание сегодня к вопросам культуры, а определить новую государственную политику и провести полномасштабную модернизацию всей отрасли, о которой здесь и говорил Министр Владимир Ростиславович.
Сегодня в Хабаровске мы готовимся к проведению Года культуры, имеем определенные результаты и условия для дальнейшего развития. Хабаровск уже стал практически сегодня культурным центром всего Дальнего Востока. И мы стараемся в крае распространить это на наши районы, на каждые муниципальные образования, чтобы все имели достаточный доступ к культуре и возможности проведения различных культурных мероприятий.
В крае утверждена стратегия развития культуры края до 2025 года. Утверждена государственная программа краевая «Культура Хабаровского края». То есть в рамках реализации этих документов у нас объем финансирования, и в первую очередь на муниципальном уровне, он возрос почти в два раза. Хоть здесь и говорилось, что деньги не важны, но деньги имеют значение на сегодня. Поэтому мы этот процесс контролируем. И важнейшим направлением модернизации отрасли мы считаем укрепление материально-технической базы и развитие кадрового потенциала региона, что очень важно сегодня для всех.
Дальний Восток — это особый регион, мы знаем, и Хабаровский край — это многонациональный край. В нем более 100 национальностей проживает, только 35 коренных малочисленных народов Севера, из них восемь этносов. Это очень важно. И для нас имеет большое значение учитывать культуры всех этих народностей, чтобы они развивались. Это есть. Это делается сегодня.
Наш край является приграничной территорией. Это накладывает особые условия развития культуры. Мы испытываем на себе влияние культур стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Северо-Восточной Азии, которые активно развиваются сегодня экономически. И, конечно же, турпоездки и все эти вещи, которые происходят, они привносят элементы культуры этих стран к нам.
Мы сегодня, вкладывая финансовые средства в модернизацию, об этом тоже здесь говорилось, несколько цифр, отремонтировали только за последний год и модернизировали 157 муниципальных объектов культуры и построили новых 11 социально-культурных центров. В рамках программ у нас запланировано еще построить 32 объекта культуры в поселках и селах края всего на сумму около 4 млрд рублей. Мы как бы продвигаем этот процесс. Есть специальная программа по поддержке и развитию культуры села, которая направлена на оснащение учреждений специализированным оборудованием. И мы уделяем большое внимание сегодня привлечению молодых специалистов.
Здесь уже было сказано вскользь, но я благодарю, что это дело заметили. Это самое главное. Если не будет специалистов, не будет кадров, мы не сможем продвигать на муниципальный уровень. Поэтому мы решаем эти вопросы, находим варианты — и предоставление жилья, и другие социальные блага, для того чтобы у нас работники культуры работали в селах. У нас практически сегодня проблемы в селах по работе Минкультуры нет. Вот если по здравоохранению у нас есть большая проблема, порядка 40 процентов, по культуре мы эти вопросы решаем. Люди есть, работают.
Есть определенный опыт в долевом финансировании сегодня, как это делать. Мы его сегодня по качеству улучшаем. Изыскиваем различные возможности. Но, конечно, местных ресурсов, как всегда, недостаточно. И мы будем участвовать в софинансировании, то, о чем здесь говорилось. Конечно, будем принимать самое активное участие в этих вопросах. Обеспечиваемость населения культурно-досуговыми учреждениями в крае сегодня порядка 54 процентов. Об этом тоже говорилось. И наша задача сегодня довести это не количественно, а качественно, до каких-то нормативов, о которых здесь уже говорили.
Сегодня рассматриваются вопросы в федеральной целевой программе «Культура России». И там есть подпрограмма «Культура Дальнего Востока». Это своевременное решение. Мы его приветствуем, но там предусматриваются только разовые проекты. Мы разработали свою программу, которая взаимосвязана с этой программой. Важно, чтобы заработал механизм предоставления субсидий в рамках программы развития культуры и туризма так же, как это работает в других отраслях.
Владимир Ростиславович, в образовании, в здравоохранении эти системы уже отработаны. В культуре тоже надо такую технологию включить. Она очень результативная. И мы предлагаем обязательно включить в концепцию Года культуры принятие закона о культуре (мы это поддерживаем), закона о меценатстве. Здесь тоже об этом говорилось. Это очень важно. У нас есть определенные наработки по этому вопросу. И, конечно, мы поддерживаем это направление. Считаем очень необходимым...
Считаем еще, что основой должно стать понимание единства нашей культуры. Мы сегодня уже видим, что наша молодежь больше знает сегодня культуру стран зарубежья, чем культуру нашей страны. Здесь тоже об этом говорили коллеги. Я поддерживаю то, что мы должны разработать какие-то механизмы, которые могли бы позволять нашим детям участвовать в федеральных туристических проектах, чтобы они знакомились и с Москвой, и с Санкт-Петербургом, и с другими городами, и чтобы дети оттуда знакомились с городами Дальнего Востока.
Здесь мало об этом говорилось, но на Дальнем Востоке есть много что показать. Конечно, расстояние... И там есть такие достопримечательности, которых нет в Москве и Санкт-Петербурге. И учитывая то, что Дальнему Востоку сегодня придается большое значение в нашей стране, вот потоки бы направить сюда, Владимир Ростиславович, на Дальний Восток. И сделать там какое-то Золотое кольцо. А почему нет? Чтобы к нам приезжали. Мы же такую задачу ставим?
В. Р. Мединский:Так вносите предложения. Мы же за вас не придумаем.
В. И. Шпорт:Да, да. Я тут сократил.
Есть у нас предложения конкретные. Мы их в установленном порядке внесем. Но постановочно такие вещи очень нужны сегодня. И, я думаю, они дадут хороший результат.
У нас есть предложение, я могу его озвучить здесь, одно из предложений, — наши общественники, специалисты уже прорабатывают вопрос о том, чтобы в Год культуры, который будет в следующем году, 12 июня во всех крупных городах — от Камчатки до Калининграда — исполнили главную песню России. Вот такой проект. Мы сейчас его готовим — песни нашей страны. Запустите его. Хабаровский край готов выступить «пилотником» и разработать... Чтобы поработали в течение года, потому что... Есть опыт сегодня в проведении Олимпиады, когда вся страна занимается этим вопросом. И все знают сегодня, что будет Олимпиада. Мы проводим мероприятия в регионах. И в этом плане к Году культуры тоже надо готовиться. Поэтому предложения мы подготовили. Просим их учесть. Мы готовы активно работать, участвовать во всех этих направлениях, которые были здесь озвучены. Спасибо за внимание.
В. И. Матвиенко:Спасибо огромное, Вячеслав Иванович. Я Вас благодарю, Олега Ивановича, Людмилу Валентиновну. Очень важно, если у нас каждый губернатор будет таким культурным (ну, я в широком смысле слова этого), то и культура будет приоритетна в регионах. И очень важна позиция руководителя — ходит ли он в театры, ходит ли он в музеи, смотрит ли он современные выставки. Люди на это очень ориентируются. И если первые лица регионов будут в этом примером для населения, это очень хороший пример для подражания.
Я попрошу взять слово Владимира Ильича Толстого, советника Президента Российской Федерации.
Следующим я попрошу Марка Анатольевича Захарова выступить.
Пожалуйста.
В. И. Толстой:Спасибо большое, Валентина Ивановна.
Добрый день, дорогие друзья, коллеги! Основное уже сказано, и ключевые слова прозвучали из уст Валентины Ивановны и Владимира Ростиславовича. Действительно, в проект рекомендаций заложено очень много предложений, с которыми трудно не согласиться, особенно нам, всем людям, имеющим прямое, непосредственное отношение к культуре. Нам друг друга, в общем, нет необходимости убеждать в важности всего, что здесь написано и говорится.
Для меня, конечно, очень большим и приятным откровением прозвучали слова Олега Ивановича Бетина. Я считаю, ключевое, что было сказано, — это то, что мы перевели культуру из социального блока в идеологический. Вот ровно то же самое нужно сделать в масштабах всей страны. Просто мы нуждаемся в смене вектора — от общества потребления к обществу высокой культуры и морали. Мы просто по инерции живем, мы вышли из конца 80-х — начала 90-х, из общества тотального дефицита, из общества, когда пустые прилавки... И естественный порыв людей, и естественное желание власти этот порыв удовлетворить, — это благосостояние, благополучие, прежде всего материальное благосостояние и благополучие.
Давайте признаемся, что, конечно, никогда нельзя достичь верхнего предела здесь. И, собственно говоря, вопрос внутреннего ограничения, к чему здесь стремиться? Но худо-бедно эти проблемы решены, тут достаточно посмотреть на статистику, на количество автомобилей на наших дорогах и в семьях, на то, что бытовая техника — это вообще уже теперь не вопрос. Сегодня очевидна нехватка другого, очевидна нехватка других ценностей — духовных. И создает их исключительно культура. Поэтому, если нам очень важно как-то...
С места:(Говорит не в микрофон. Не слышно.)В. И. Толстой:Валентина Ивановна, можно?
В. И. Матвиенко:Простите.
В. И. Толстой:Мне просто трудно так говорить.
Мне казалось бы важным превратить Год культуры как минимум в десятилетие, а то и в век культуры в Российской Федерации, понимаете?
Такая простая аналогия: мы все очень любим прекрасный, замечательный весенний праздник — 8 Марта. Но наших женщин мы должны любить, холить, лелеять, оберегать и нежить каждый день, 365 дней в году, а не один день в году. Вот культура абсолютно нуждается в нашем внимании и в сосредоточении на ней не один год, а она действительно должна стать ключевым приоритетом национальной политики.
Было сказано, что нужно преодолеть отраслевой подход, нужно всем объединить усилия. Если мы объявляем Год культуры, нельзя упустить этот шанс, нельзя им не воспользоваться. И здесь, конечно, очень важно, чтобы были объединены усилия всех — Президента, Администрации Президента, Правительства в полной мере, всего Правительства. Проблемы культуры — это задачи не только Министерства культуры, Министерство культуры — ключевой игрок, ключевой здесь. Проблемы культуры сосредоточены практически во всех министерствах и ведомствах Правительства.
Министерство образования ничуть не в меньшей степени, а в каком-то смысле и более важно, потому что культура — это, прежде всего, культура, которую мы даем нашим детям. Прививку культурой должны получить все дети страны от самого маленького возраста. Поэтому Год культуры невозможен без принципиального изменения в сфере воспитания и образования. Это и детские сады, и школы, из стен которых постепенно культура вытеснялась и, в общем, сегодня занимает там крайнее такое, боковое и малозначимое место. Не удастся сделать это, не удастся сделать ничего.
И нам необходимо сделать нашими деятельными союзниками и Президента, и всё Правительство, и губернаторов, глав муниципальных образований, то есть осознать, что это вообще ключевая проблема для страны. Откуда взять деньги? Какая экономическая основа для того, чтобы так рассуждать, для того, чтобы сделать культуру приоритетом из приоритетов? Здесь нужна серьезная аналитика.
Мы говорим сейчас о том, что мы как бы заблаговременно начинаем подготовку к Году культуры. Очень мало времени! У нас действительно очень мало времени, потому что нужно выработать ключевые документы, в основу которых положить серьезный анализ и серьезнейшую аналитику того, что происходит.
Один маленький пример. Есть такие понятия, как «выпадающие доходы», «будущие неоправданные расходы». Кто-нибудь когда-нибудь считал? Мы постоянно увеличиваем расходы на систему подавления негативных явлений в обществе: на подавление наркомании, коррупции, подростковой, детской и взрослой преступности и так далее. А кто-нибудь посмотрел, какой процент подростков, находящихся в колонии, посещал кружки, какой процент подростков учился в музыкальных школах, в школах искусства. Это ничтожный процент. Дети, попавшие в колонии, — это фактически повторное попадание.
Может быть, нам выгоднее вложить долгосрочно деньги в культуру детей, для того чтобы не растить преступников, а растить если не будущих выдающихся деятелей культуры, то будущих зрителей и слушателей. Без этой прививки, без того, чтобы приучить ребенка к культуре в детском саду и школе, никто не будет посещать Мариинский театр, который сейчас недостаточно заполняется, несмотря на все великолепие и программ, и самого Мариинского театра, его новой сцены. 18 процентов людей ходят в кинотеатры, еще меньший процент посещают... Это просто отсутствие привычки, и если эта привычка не будет выработана, то этот процент будет бесконечно снижаться. И какое бы финансирование мы ни вкладывали в поддержку учреждений культуры, мы не получим ни новых мастеров культуры, ни, самое главное, новых слушателей и зрителей. Вот о чем надо позаботиться сегодня.
И действительно, культура должна прийти во все регионы, в самые удаленные точки. У нас конституционно закреплено право каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям. Не будем кривить душой, равного доступа нет, и, конечно, он не может быть сегодня. Сегодня невозможно по всей нашей огромной стране отправить с гастролями наши ведущие театры, музыкальные коллективы.
Давайте пока хотя бы... хотя живое искусство, живую культуру никто не заменил, и живое посещение музея, и живой концерт никто не подменит виртуальным, но, тем не менее, как первую меру, просто для того, чтобы именно эту привычку к культуре привить, давайте воспользуемся интернет-возможностями. Интернет проведен сегодня в подавляющее большинство школ, библиотек, во все избирательные участки. Нужно создавать контент подлинной и настоящей культуры и отправлять ее в каждую точку, в каждый регион, в труднодоступное место.
Не буду много говорить, потому что есть регламент, да и всё равно всего не скажешь. Важно соединить усилия для того, чтобы всё это положить в серьезную систему документов. Совершенно правильно Владимир Ростиславович сказал, что будет ряд очень важных моментов. Осенью, как всегда, соберется Совет по культуре при Президенте с участием главы государства. Нужно подготовиться и быть готовым к тому, чтобы осенью этого года предложить основные постулаты будущей культурной политики страны.
Дальше предстоит ежегодное Послание Президента Федеральному Собранию, где накануне Года культуры не может не быть важнейшего фрагмента, посвященного наступающему Году культуры и отношению к культуре. И очень хочется услышать там действительно новый взгляд, новую политику, новый вектор в этом направлении. Госсовет... Совет Безопасности предлагает включить в свою повестку дня. И это действительно становится вопросом национальной безопасности, не буду расшифровывать, думаю, это тоже понятно.
И, конечно, нужно выходить на выработку ключевых документов. Думаю, что закон из этих ключевых документов — самый последний, потому что закон — это только инструмент. Нужно создать основы государственной политики в области культуры, которые должен утвердить глава государства, и стратегию развития, которую должно утвердить Правительство. И дальше нужно скорректировать имеющиеся на сегодняшний день документы, ту же самую программу культуры России и, наверное, выходить на закон, как инструмент, который позволит это сделать.
Спасибо большое.
В. И. Матвиенко:Благодарю Вас, Владимир Ильич.
Я попрошу взять слово Марка Анатольевича Захарова, художественного руководителя театра «Ленком», члена нашего Совета. Марка Анатольевича можно не представлять, по-моему.
Пожалуйста.
М. А. Захаров:Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Владимир Ростиславович, уважаемые участники Совета! Я очень выборочно в качестве реплик представлю несколько субъективных суждений. Меня все время преследовала мысль, что если бы сидел с нами здесь Салтыков-Щедрин, он бы сказал очень ядовитую фразу, она даже у меня в голове вертится, но, конечно, я ее говорить не буду, за мной театр стоит, я буду осторожен.
(Оживление в зале.)В. И. Матвиенко:Марк Анатольевич, можно говорить. Пожалуйста. Вам точно ничего не угрожает.
М. А. Захаров:Вы знаете, очень верные здесь суждения и очень правильные планы и Владимира Ростиславовича, и Валентины Ивановны, и все выступающие говорили. Все это верно, нужно и необходимо. Но это все равно не самое главное. Самое главное — родить второго Пушкина, второго Лихачева, второго из глубины Рязанщины вытащить Есенина и так далее. Вот это интеллектуальный талант, талантливый вклад в развитие национальной культуры, он бесценен.
Вы знаете, самое противное впечатление у меня было при пересечении границы с Финляндией. Меня не мучил Париж, не мучил Лондон, Нью-Йорк, где я ценил все, но на меня это никакого особого впечатления не произвело. А здесь я переехал к тем же комарам, к тем же соснам, к тому же Балтийскому морю, и Хельсинки такой маленький, уменьшенный вариант Санкт-Петербурга только с огромным количеством рыбы, продающейся прямо на набережной. Такой базарчик на три часа днем.
И я долго думал, почему так. Ну да, конституцию получили раньше намного, чем получила Российская Империя. Вели какую-то полунезависимую жизнь и сумели сорганизоваться, какое-то национальное единство выработать.
Вот профессор Зубов, на которого я часто ссылаюсь, в своем двухтомнике, который он редактировал, сказал обидные вещи, с которыми можно спорить, что чувство национальной принадлежности, консолидации есть в Польше у поляков, есть у финнов, есть у эстонцев, пока нет у русских людей.
Возвращаясь к Финляндии, я увидел, что почти в каждой деревне там есть театр. Маленький какой-то город ни город, село ни село — театр. Вот зачем это? Там не может быть особых шедевров. И у нас в Москве намного лучше спектакли, чем там идут. Но это очаги культуры, это очаги культуры, которые формируют среду, которые формируют нечто такое, что нельзя вроде бы пощупать рукой, но которое рождает, очевидно, то преимущество, которое они имеют.
Сейчас над театром, Владимир Ростиславович, в Ваших руках очень многое, висит такая сложная проблема переаттестации, перехода на контрактную систему. Контрактная система стучится в двери. И это безусловно, никто с этим не спорит. Единственное, учитывая громадные размеры страны, огромную инерцию, и правовую, и экономическую, и ментальную, которую имеет страна, это надо делать очень осторожно, постепенно и выработать какую-то «дорожную карту» перехода к контрактной системе.
Потому что, конечно, в одной Москве такое количество театров, я сейчас боюсь напутать, которые находятся на бюджетном финансировании, что этого не может быть ни в одной стране. Хотя у нас театр — это наше святое достояние. Вот финны тоже понимают, что театр надо развивать. Может быть, одна из особенностей этого преимущества — качество жизни. Я видел совершенно роскошные библиотеки, я видел такие дома, не знаю, как назвать, культуры, не культуры, где наверху — баскетбол, внизу — замечательная библиотека, а рядом какие-то комнаты для занятий по разным интересам.
Еще я хотел бы сказать, что переаттестация — это вещь очень скользкая, очень опасная. Вот я горжусь тем, что я ни одному человеку в театре «Ленком» за сорокалетнюю историю не сказал: «Вот вы не годитесь, вы — не артист, у вас аттестация — плохой артист».
Во-первых, есть динамика, мы все, Гегель это открыл, находимся в движении. Был момент в истории театра «Ленкома», когда работал Смоктуновский, и главный режиссер, который тогда был (это была Софья Владимировна Гиацинтова), говорил: «Да, в массовке его можно выпустить, но чтобы ни в коем случае ничего не говорил, чтобы молчал. Вот если надо молчать, пусть выходит, а если что-то надо сказать, выкрикнуть, например, «До коль терпеть!», не надо, он не сможет, он не будет».
И так было. Общество часто ошибалось с импрессионистами, не буду приводить банальные примеры. Но есть динамика определенная. Вот переаттестация — нет. Можно сказать честно: вы знаете, со мной Правительство заключило контракт на пять лет, в течение пяти лет... вы знаете, вы, может быть, очень хороший артист, я не берусь судить вас, тем более вы старше меня, или, я не знаю, вы — человек почтенный, но просто я не смогу вас занимать в тех спектаклях, которые я наметил. Это честный разговор, близкий к контрактной системе. А накладывать на человека какое-то окончательное вето, годится ли он, переаттестую ли я его или не переаттестую, — это неправильно. Это опасно и вредно. Это усиливает негативные эмоции, которые и так витают в нашей стране и создают нехорошую обстановку обозленности, беспричинного насилия и так далее.
По русскому языку я что хотел сказать? У меня нет квасного патриотизма. Мне очень нравится латинский алфавит. Меня несколько раз обманывали художники, когда выклеивали проект буклета латинскими буквами. Я принимал. Потом, когда русские буквы, это всё не так. Потом мне художник объяснил, что над ним работал Леонардо да Винчи, над этим шрифтом, большие итальянские головы талантливые работали, поэтому это другая культура, другое дело.
Я почему об этом говорю? Мне кажется, что не должно быть в Москве столько иностранных слов вокруг. Городское пространство не должно быть пронизано бесконечной вереницей латинского шрифта. Надо отдать должное, в каких-то гостиницах или местах, особо посещаемых иностранцами, может быть двойная надпись. Но такого изобилия иностранной лексики быть не может. С теми людьми, которые выходят на телевизионный экран, надо провести определенные консультации и сказать им все опасные слова. Не красивые, а красивее. Вот это не всем дается и не у всех получается.
И последнее, что я хотел бы сказать, что появилось сейчас много импульсов, о которых рассказали нам.
Но есть еще. Мы все-таки огромный мегаполис, почти половина страны, ну, одна треть, ну, одна четверть — Москва, и вот то озеленение, которое сейчас производится в садово-парковой системе, реформация — это очень хорошо. Когда-то большие бульвары в Париже были проделаны, правда, не при демократии. При демократии, наверное, это бы не получилось. Это можно было только при монархии сделать, чтобы дать Осману, архитектору, возможность сломать целые кварталы и сады заложить. Но мы уже так не можем. Но то, что мы можем, это как будто бы начало использоваться. Мне очень хочется, чтобы все практические соображения, которые были высказаны с этой трибуны или из-за этого стола, реализовались и стали реальностью. Спасибо.
(Аплодисменты.)В. И. Матвиенко:Благодарю Вас, Марк Анатольевич. Спасибо за очень интересное выступление.
Коллеги, предупреждаю, что мы должны закончить не позднее 13 часов. Прошу не усматривать у меня диктаторских замашек, должен быть порядок, регламент — до 13 часов. Поэтому еще раз прошу выступающих: предложения.
Антон Владимирович Лихоманов, пожалуйста, Вам слово.
Генеральный директор Российской национальной библиотеки.
Указ Президента РФ В. Путина «О проведении в Российской Федерации Года культуры», часть IIIУказ Президента РФ В. Путина «О проведении в Российской Федерации Года культуры», часть I