
После годового перерыва Уральский филармонический оркестр выступил в Москве и Санкт-Петербурге. Оба концерта сопровождались бурными овациями.
В московском «Зарядье» Дмитрия Лисса вызывали на сцену пять раз, в Мариинском театре шквал аплодисментов последовал после 30-секундной тишины. Оркестр вернулся победителем и привёз Приз Ассоциации музыкальных критиков, вручённый на московском концерте. Столичные гастроли, открывшие юбилейный год коллектива, удались!
«Ай да Уральский филармонический! — писал по итогам выступления УАФО редактор отдела культуры газеты „Труд“ Сергей Бирюков. —
Ай да Лисс — мягкий, задумчивый, суперинтеллигентный человек, когда общаешься с ним вне сцены. И метатель громов, мощный строитель громадной музыкальной формы, несущей гигантский тысячеслойный смысл — когда он на дирижерском подиуме».Предыдущий концерт Уральского филармонического оркестра в Концертном зале «Зарядье» состоялся в феврале 2020 года (это был дебют на новой площадке), тогда коллектив привёз в Москву «Турангалила-симфонию» Оливье Мессиана, за которую и был выделен экспертами.
«Мы сочли необходимым отметить этот оркестр с такой формулировкой: «награждается за смелость и концептуальность симфонических программ, — подчеркнула главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая. —
И то, что эти партитуры исполнил не столичный гранд, а оркестр из Екатеринбурга — ценно вдвойне. Это подтверждает истину, что понятия «столичный уровень», «актуальный репертуар», «европейское качество» — связаны не с географией, а прежде всего с теми амбициями и масштабностью свершений, которые демонстрируют данный коллектив и его руководители. В том, что не ошиблись, подтвердила программа сегодняшнего вечера: Второй Брамса с Константином Лифшицем и особенно Десятая симфония Шостаковича, сыгранная с невероятным нервом и на высочайшем градусе эмоций».Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса стал участником масштабного проекта Зала «Зарядье», посвящённого 115-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Вместе с ним в течение года симфонии композитора представляют ведущие российские оркестры.
«Как же нам не хватает настоящего, не показного гуманизма Дмитрия Дмитриевича как его мысли и чувства резонируют в сегодняшнем времени! — высказалась после концерта УАФО музыкальный критик, эксперт фестиваля «Золотая маска». Лариса Барыкина.
— Скажу, что такого исполнения не слышала давно, зал встал (а это не провинция, где встают по любому поводу), Дмитрия Лисса вызывали 5 раз, и это бы могло продолжаться ещё, если бы дирижёр не увёл со сцены оркестр, выложившийся по полной!»
Даже для крупного столичного зала выступление оркестра стало знаменательным событием, что отражают отзывы слушателей концерта:
«Думаю, что такой концерт — штучный, эксклюзивный, как для исполнителей, так и для слушателей. Музыкантам браво и огромная благодарность за эти два часа работы сердцем, проживание и переживания» (Ирина Матвеева, Школа искусств «Кусково»).
«Не новость, что в Екатеринбурге первоклассный оркестр и хороший дирижер Дмитрий Лисс. Но тут они, кажется, превзошли себя. Весь зал в финале аплодировал стоя (Дмитрий Абаулин, заведующий литературной частью Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко).
«Звенящая тишина после 15 симфонии Шостаковича — наверное, лучшая награда Уральскому филармоническому оркестру и дирижёру Дмитрию Лиссу за музыкальное чудо, которое им удалось сотворить, — присоединился к московским коллегам Георгий Ковалевский, слушавший оркестр в Мариинском театре.
— Высокий трагедийный дух в Брамсе (чей Второй фортепианный концерт неожиданно заставил вспомнить о «Симфонических танцах» Рахманинова) в последней симфонии Дмитрия Шостаковича предстал уже как «дух истории» (Zeitgeist), действующий в нашем падшем мире. Неверное, как любое гениальное творение, ребус Пятнадцатой предполагает несколько вариантов отгадки. То, что сделал Дмитрий Лисс — убеждает целиком и полностью! Bravo!»В сентябре 2021 года Уральскому филармоническому оркестру исполняется 85 лет. Юбилейные празднования коллектива включают ряд гастрольных выступлений, которые проходят при поддержке губернатора Свердловской области. Состоявшиеся концерты в «Зарядье» и Мариинском театре в конце 2021-го продолжат выступления в столичных филармонических залах, в программах, посвященных 100-летию основания Московской и Санкт-Петербургской филармоний.
Фото предоставлены Залом Зарядье, автор Лилия Ольховая