Увертюра Победы: 10 фактов о «Ленинградской» симфонии

Добавлено 09 мая 2017 muzkarta

Валерий Гергиев (дирижер), Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

29 марта 1942 года в Москве была впервые исполнена «Ленинградская» симфония — Седьмая симфония до мажор советского композитора, пианиста, педагога и общественного деятеля Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

16 сентября 1941 года Шостакович выступил на ленинградском радио: «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией.

Для чего я сообщаю об этом? — спросил композитор, — для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально.

Все мы несем сейчас свою боевую вахту… Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать…».


Первые три части симфонии были закончены в Ленинграде к августу 1941 года, а с 8 сентября началась блокада города.

Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Седьмая симфония была впервые исполнена в театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда. На следующий день после премьеры копия партитуры Седьмой симфонии самолетом была отправлена в Москву.

В Колонном зале Дома союзов эта музыка была исполнена 29 марта 1942 года, а 9 августа произведение Шостаковича прозвучало и на его родине — в блокадном Ленинграде. На концерте в Ленинградской филармонии Симфонию № 7 исполнял Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижера Карла Элиасберга. Некоторые из оркестрантов умерли от голода, и их заменили музыканты, отозванные с фронта.

Исполнению придавалось исключительное значение: в день премьеры все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Зал был полон. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей. Многие плакали. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

Потрясенный музыкой Шостаковича, Алексей Николаевич Толстой писал об этом произведении: Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке. Она возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с черными силами.

Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний".

Концерт в блокадном Ленинграде стал своеобразным символом сопротивления города и его жителей, но и сама музыка вдохновляла всех, кто ее слышал. Вот что писала поэтесса Ольга Берггольц после прослушивания одного из первых исполнений произведения Шостаковича: «Мы давно не плачем, потому что горе наше больше слез. Но, убив облегчающие душу слезы, горе не убило в нас жизни. И Седьмая симфония рассказывает об этом. Мы победим немцев. Товарищи, мы обязательно победим их! Мы готовы на все испытания, которые еще ожидают нас, готовы во имя торжества жизни. Об этом торжестве свидетельствует «Ленинградская» симфония, произведение мирового звучания, созданное в нашем осажденном, голодающем, лишенном света и тепла городе, — в городе, сражающемся за счастье и свободу всего человечества.

В том же году Седьмую симфонию впервые услышали в Нью-Йорке, куда микрофотокопию ее партитуры переправили через Тегеран, Каир и ряд городов Латинской Америки.

Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное политическое значение. 21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен на ступенях здания парламента в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале. Валерий Гергиев, который в тот день дирижировал оркестром Мариинского театра, так прокомментировал это событие: Именно музыка имеет безграничные возможности выразить то, что человек не может выразить словами.

На музыку 1-й части симфонии был поставлен балет «Ленинградская симфония», также получивший широкую известность.

Фото: nnm. me
news.khabara.ru/2017/05…html

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору