Виолончелист предстал перед публикой в роли дирижера
Любимый ученик Ростроповича, победитель самых престижных международных конкурсов виолончелист Денис Шаповалов предстал перед астраханцами в новой грани творчества — в качестве дирижера. Вместе с симфоническим оркестром Астраханского театра оперы и балета он открыл астраханский биеннале. Его особая шаповаловская манера: пластика тела и рук, где-то даже импульсивность, богатая мимика — никак не вписывалась в привычные академические рамки. Харизма и энергетика покорили сердца астраханцев.— Денис, вы из музыкальной семьи, мама — пианистка, папа — дирижер, почему выбрали инструмент — виолончель?— Мои родители окончили Астраханскую государственную консерваторию. Они много мне рассказывали о старинном городе на Волге, о его музыкальных традициях. После распределения их направили в Подмосковье в город Чайковский, там я и родился. В четыре года мне купили маленькую виолончель. У мамы был хороший знакомый педагог по классу виолончели, это и предрешило мою судьбу. Вот уже 36 лет изо дня в день я не выпускаю из рук этот инструмент. Благодаря ему я познакомился с Мстиславом Ростроповичем. После победы на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в 1997 году стал стипендиатом фонда его имени, потом в течение 10 лет продолжалось наше совместное творчество, мы с ним объездили полмира. Я считаю виолончель самым лучшим инструментом, у нее большие возможности — это одновременно и альт, и контрабас, и скрипка — в общем, целый оркестр.
— Думаю, что с Ростроповичем вас связывала не только любовь к музыке, виолончели, но отношение к жизни, тонкое чувство юмора?— Да, я люблю пошутить, побалагурить, разыграть кого-то. Улыбка, хорошая шутка делают нашу жизнь более яркой, содержательной и интересной. Ну кто, скажите, на первое свидание с девушкой придет с банкой соленых огурцов? А Мстислав Леопольдович принес Галине Вишневской именно соленые огурцы. Своим тонким юмором он покорил ее. А еще бы я выделил у маэстро одну замечательную черту — безграничную любовь к людям, причем совершенно одинаково относился и к королевской особе, и к дворнику. Он был лишен звездной болезни, у него было много друзей и приятелей.
— В последнее время вы много выступаете в концертах в качестве дирижера. Кем больше себя ощущаете: солистом-инструменталистом или дирижером?— В начале 2000-х годов я прошел стажировку на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. С тех пор выступаю с разными оркестрами как у нас в России, так и за рубежом. Знаете, я как тот шампунь «два в одном»: и дирижер, и исполнитель, одно дополняет другое. Сегодня я уже не мыслю себя без дирижерской палочки.
-
Чем привлек вас астраханский биеннале?— Я люблю фестивали, там узнаешь много новаторских творческих решений, новых форм исполнения, наконец, это всегда интересное общение с коллегами. Хорошо, что, несмотря на непростое время, здесь сохранили такой фестиваль. Кризисы, дефолты, экономические катаклизмы пройдут, а музыка останется — это категория вечная.
Новую музыку всегда сложно не только играть, но и воспринимать публике. Она не сразу затрагивает наши сердца, с ней надо поближе познакомиться. За два дня мне пришлось освоить шесть партитур, причем сложнейших, и установить контакт с оркестром, согласитесь — это большая работа. Хочу отметить хорошую игру симфонического оркестра Астраханского театра оперы и балета, в нем работают настоящие музыканты, влюбленные в свою профессию.
Вдвойне приятно отношение первых лиц региона к фестивалю. Могу с уверенностью сказать, что не каждый губернатор интересуется популярной классической музыкой, а уж современной классической на пальцах одной руки могу пересчитать. Так что астраханцам в этом крупно повезло.
Елена Лысенкоastravolga.ru