Традиционный уже для Белгорода музыкальный проект BelgorodMusicFest, появившийся в городе семь лет назад по инициативе знаменитого виолончелиста Борислава Струлева и при поддержке «Фонда развития классического искусства», открыл программу-2018 в Большом зале филармонии. На открытии присутствовали губернатор области Евгений Савченко и митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. Приветствовал фестиваль в своем видеообращении и посол Исландии Сигридур Берглинд Асгейрсдоттир. С Исландией у BelgorodMusicFest сложились творческие контакты и будущие проекты.
По традиции афишу этого популярного в Белгороде зимне-весеннего фестиваля формирует его худрук Борислав Струлев, известный в мире виолончелист, признанный, к слову, в 2017 году «Инструменталистом года». Среди участников его нынешнего фестиваля — виолончелист и органист Александр Князев, молодые музыканты, лауреаты международных конкурсов скрипачка Анна Боровик и пианист Дмитрий Каприн, певцы Олеся Петрова (меццо-сопрано) и Хачатур Бадалян (тенор), дирижер Аркадий Лейтуш, певица Нани Брегвадзе, Симфонический оркестр и Камерный хор Белгородской филармонии, драматические артисты Павел Ващилин и Василий Мичков и другие. Атмосферу и тон концертов BelgorodMusicFest задает его название — «Борислав Струлев и друзья», а программу составляют представления самых разных жанров. Главное условие афиши — оригинальность.
Так, на открытии фестиваля прозвучал «Гимн Фестиваля молодежи и студентов» Игоря Крутого, премьера которого состоялась на церемонии открытия Всемирного фестиваля молодежи в Сочи в 2017 году. Тогда на стадионе солировал Борислав Струлев в сопровождении специально собранного Международного молодежного симфонического оркестра. В Белгороде с симфоническим оркестром это сочинение прозвучало впервые. В этот же вечер состоялась и другая премьера — поэма Александра Скрябина «К пламени» в оркестровке Аркадия Лейтуша. В его же оркестровке прозвучал и финал из Трио для фортепиано, скрипки и виолончели N2 (Памяти Соллертинского) Дмитрия Шостаковича.
Произведение, созданное в годы Великой Отечественной войны как отклик на потерю друга композитора, выдающегося эрудита, человека энциклопедических знаний, сегодня звучит особенно актуально. Образы зла, созданные композитором, заставили вспомнить о трагических страницах истории Белгорода и страны, о хрупкости мирной жизни. Сам Борислав Струлев с друзьями Анной Боровик и Дмитрием Каприным выступали не только в классическом репертуаре, блестяще исполнив Концерт Людвига ван Бетховена для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром, но и в популярном жанре: прозвучала Musica from Cinema Paradiso Э. и А. Морриконе (оркестровка Лейтуша). Произведение, навеянное романтическими образами Венеции, моря, любви, перенесло слушателей в мир джазовых созвучий. Музыка, объединяющая времена и континенты, стили и направления, души и сердца — это посыл всего фестиваля BelgorodMusicFest.
Во втором отделении концерта-открытия артисты представили литературно-музыкально-театральную композицию «П. Чайковский. Метаморфозы», посвященную жизни и творчеству Петра Ильича Чайковского. Роль композитора исполнил артист Московского Художественного Театра им. А. П. Чехова Павел Ващинин, точно передав характер и темперамент композитора. Все отделение звучала исключительно музыка Чайковского. Вместе с участниками действа присутствующие пережили и моменты создания композитором его произведений («Ноктюрн для виолончели с оркестром» в исполнении Струлева), и перипетии личной судьбы композитора (вступление к опере «Евгений Онегин»), и триумф композитора в США на открытии «Карнеги-холла», где Чайковский был единственным приглашенным европейским композитором («Коронационный марш»), а также парадоксальный факт неприятия творчества композитора его современниками (финал Концерта N1 для фортепиано с оркестром в исполнении Дмитрия Каприна и оркестра филармонии, Вальс из балета «Лебединое озеро»). Жизненный финал композитора был передан финалом VI симфонии. А духовный итог его жизни — фрагментом финала IV симфонии. Актерский монолог был составлен из писем Чайковского к брату Модесту и к своему меценату — Надежде Филаретовне фон Мекк. Эта переписка, имеющая исповедальный характер, публику потрясла.
И еще одно — третье отделение концерта было целиком отдано народной артистке СССР и Грузии Нани Брегвадзе, боготворимой многими поколениями слушателей. Под аккомпанемент Александра Сариева легенда советской сцены раскрыла перед слушателями целый пласт русской и грузинской романсово-песенной культуры. И это ведь именно благодаря Нани Брегвадзе жанр старинного романса вышел когда-то на широкую эстраду Советского Союза. В концерте звучали романсы «Снова пою», «Романс о романсе», «Но я Вас все-таки люблю», песня из кинофильма «Мелодии верийского квартала». А сюрприз состоял в том, что в этот вечер выступили сразу три поколения семьи Нани Брегвадзе.
Вместе с дочерью Экой Каталадзе певица исполняла романсы: «Скажи мне, что любишь меня», «Я Вас любил» (муз. Шереметьева, сл. Пушкина). В «Грузинской песне» Нани Брегвадзе сама аккомпанировала своему дуэту с дочерью. Внучка певицы Наталья Кутателадзе, студентка американской школы искусств «Джульярд» прислала свое видео-приветствие фестивалю, а ее пение зал слушал в видеозаписи. Трогательным финалом всего концерта стало исполнение песни «Снегопад» (муз. А. Экимяна, сл. А. Рустайкиса) и популярной песни из репертуара ансамбля «Орэра» (в котором начиналась вокальное творчество певицы) — «Тбилисо» (муз. А. Логидзе, сл. П. Грузинского). В этой песне партию третьего голоса исполнил Борислав Струлев на виолончели, как бы замкнув теплый круг своих друзей, создавших этот незабываемый вечер. Впереди еще целая неделя таких необычных и ярких программ BelgorodMusicFest-2018.
Источник:
rg.ru