В Белгороде стартовал седьмой органный сезон

Добавлено 16 сентября 2017 Тимур Халиуллин

Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Людмила Петрова (фортепиано), Органный зал Белгородской филармонии, Сергей Коваленко (ударные), Камерный оркестр Mezzo music, Владимир Исаев (фортепиано), Наталья Гирявенко, Белгородская филармония, Марина Андрейкина

15 сентября 2017 г. в Белгородской государственной филармонии состоялось открытие нового концертного сезона в Органном зале. В программе концерта, вместившей сочинения европейских композиторов разных стран — от Муффата и Витали до Видора и Черепнина, приняли участие солист Белгородской филармонии, лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин и его творческие партнеры.

Нарядно одетые, взволнованные слушатели с букетами цветов, жаждущие начала концерта, элегантный персонал филармонии, заинтересованный в полном душевном комфорте зрителей, атмосфера добра и праздника — преамбула музыкального вечера впечатляла. Большинство постоянных слушателей, соскучившихся по встрече с «королем инструментов» и его друзьями, разумеется, догадывалось, что их ждет неординарная программа.

За несколько дней до концерта Тимур Халиуллин — главный инициатор органных новшеств региона, недавно вернувшийся из Сочи, где выступил на фестивале органной музыки, — специально для портала «Афиша и новости культурного Белгорода» раскрыл особенности программы открытия нового органного сезона: «Традиционно это премьеры. В этот раз орган раскроет свои ансамблевые качества по-новому и прозвучит вместе с домрой, фортепиано, ударными, камерным оркестром. Публика услышит и дуэт органистов. Будет интересно!»

Программа концерта открытия органного сезона была составлена по-академически четко и тонко. Первое отделение открыла музыка барокко — в Toccata Septima Георга Муффата соседствовали плотность аккордовой ткани и легкая разреженность звучания; гармоническая ясность и главенство мажора; гармоническая ясность и главенство мажора (G-dur — C-dur) привели в конечном счете к отдаленному свету, словно стремящемуся выйти наружу. В Andantino g-moll Сезара Франка, пропитанном танцевальной легкостью и мелодичностью, ощущались оттенки легкой грусти. Ее сменила величественная Пассакалия c-moll 14-летнего Феликса Мендельсона, проникнутая глубиной, по-настоящему взрослой размеренностью и «серьезностью».

За премьерными сочинениями Франка и Мендельсона последовала следующая новинка. Откровением вечера стало исполнение дуэтом органистов двухчастной Сонаты Иоганна Кристиана Баха — младшего сына знаменитого Иоганна Себастьяна Баха. Пианистка Людмила Петрова, известная слушателям как партнер Тимура Халиуллина по ансамблю «фортепиано — орган» в прошлые концертные сезоны, раскрыла свой новый талант. В этой галантной музыке просвечивали реверансы и бантики, англо-немецкий дух и радостный мажорный классицистский колорит.

Глубоко и выразительно прозвучала Чакона в переложении для органа и домры итальянского композитора эпохи барокко Томазо Витали — вторая из двух самых известных чакон в мире (первая — Чакона И. С. Баха). Это был первый и достаточно успешный опыт сотрудничества Тимура Халиуллина и студентки 2-го курса БГИИК Ольги Косович, молодой талантливой домристки

Впервые в белгородском органном зале был исполнен «Свадебный марш» Шарля Мари Видора — фортепиано Владимира Исаева в сочетании с белой подсветкой органа Тимура Халиуллина блистало звуковыми переливами. Фортепианно-органный ансамбль продемонстрировал незатейливую красоту французской музыки, на протяжении сочинения преобладал некий «игрушечный» мажор.

Стихия ритма доминировала под занавес первого отделения. Премьерное исполнение четырехчастной Сонатины для органа и литавр Александра Черепнина Сергеем Коваленко и Тимуром Халиуллиным было встречено публикой с замиранием сердец. Музыка русско-американского композитора А. Черепнина в наше время — увы, нечастое явление в филармониях России, хотя искушенные знают, что музыкантов династии Черепниных именуют «русским аналогом семейства Бахов» (заслуженный работник культуры Р Ф Наталья Гирявенко).

То громыхающие с невероятной энергией, то замирающие на piano литавры С. Коваленко, казалось, рождены, чтобы звучать в сочетании с органом. Это красочная музыкальная картина, производящая эффект народных гуляний, душевного русского праздника. Второе отделение программы началось с премьерного в Белгороде исполнения Тимуром Халиуллиным Интродукции и пассакалии d-moll Макса Регера. Музыкальная ткань этого сочинения, постепенно нарастающая, наполняющаяся полифоническими голосами и динамизирующая к взрывному forte, — одно из самых экспрессивных полотен для органа соло в истории музыки.

Трехчастный концерт для органа и струнного оркестра до мажор Генриха Каспара Шмидта венчал программу вечера. Впервые в России он прозвучал неделю назад в городе Сочи на XVIII Международном фестивале органной музыки в исполнении Тимура Халиуллина и сочинского симфонического оркестра под управлением Олега Солдатова.

Второе исполнение сочинения в России и первое в Белгороде представили Тимур Халиуллин и камерный оркестр Mezzo Music под управлением Натальи Боровик.

Проникнутое неоклассическим духом, ярким тематизмом, напряженностью и одновременно легкостью, произведение немецкого композитора рубежа XIX—XX вв. еков Генриха Шмидта совсем не известно в нашей стране, однако благодаря усилиям в том числе белгородских музыкантов, возможно, вскоре станет одним из нередко исполняемых. Органный сезон в Белгороде открыт! Впереди много творческих свершений, не пропустите!

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина
фото Антона Черева

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору