15 сентября 2017 г. в Белгородской государственной филармонии состоялось открытие нового концертного сезона в Органном зале. В программе концерта, вместившей сочинения европейских композиторов разных стран — от Муффата и Витали до Видора и Черепнина, приняли участие солист Белгородской филармонии, лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин и его творческие партнеры.
Нарядно одетые, взволнованные слушатели с букетами цветов, жаждущие начала концерта, элегантный персонал филармонии, заинтересованный в полном душевном комфорте зрителей, атмосфера добра и праздника — преамбула музыкального вечера впечатляла. Большинство постоянных слушателей, соскучившихся по встрече с «королем инструментов» и его друзьями, разумеется, догадывалось, что их ждет неординарная программа.
За несколько дней до концерта Тимур Халиуллин — главный инициатор органных новшеств региона, недавно вернувшийся из Сочи, где выступил на фестивале органной музыки, — специально для портала «Афиша и новости культурного Белгорода» раскрыл особенности программы открытия нового органного сезона: «Традиционно это премьеры. В этот раз орган раскроет свои ансамблевые качества по-новому и прозвучит вместе с домрой, фортепиано, ударными, камерным оркестром. Публика услышит и дуэт органистов. Будет интересно!»
Программа концерта открытия органного сезона была составлена по-академически четко и тонко. Первое отделение открыла музыка барокко — в Toccata Septima Георга Муффата соседствовали плотность аккордовой ткани и легкая разреженность звучания; гармоническая ясность и главенство мажора; гармоническая ясность и главенство мажора (G-dur — C-dur) привели в конечном счете к отдаленному свету, словно стремящемуся выйти наружу. В Andantino g-moll Сезара Франка, пропитанном танцевальной легкостью и мелодичностью, ощущались оттенки легкой грусти. Ее сменила величественная Пассакалия c-moll 14-летнего Феликса Мендельсона, проникнутая глубиной, по-настоящему взрослой размеренностью и «серьезностью».
За премьерными сочинениями Франка и Мендельсона последовала следующая новинка. Откровением вечера стало исполнение дуэтом органистов двухчастной Сонаты Иоганна Кристиана Баха — младшего сына знаменитого Иоганна Себастьяна Баха. Пианистка Людмила Петрова, известная слушателям как партнер Тимура Халиуллина по ансамблю «фортепиано — орган» в прошлые концертные сезоны, раскрыла свой новый талант. В этой галантной музыке просвечивали реверансы и бантики, англо-немецкий дух и радостный мажорный классицистский колорит.
Глубоко и выразительно прозвучала Чакона в переложении для органа и домры итальянского композитора эпохи барокко Томазо Витали — вторая из двух самых известных чакон в мире (первая — Чакона И. С. Баха). Это был первый и достаточно успешный опыт сотрудничества Тимура Халиуллина и студентки 2-го курса БГИИК Ольги Косович, молодой талантливой домристки
Впервые в белгородском органном зале был исполнен «Свадебный марш» Шарля Мари Видора — фортепиано Владимира Исаева в сочетании с белой подсветкой органа Тимура Халиуллина блистало звуковыми переливами. Фортепианно-органный ансамбль продемонстрировал незатейливую красоту французской музыки, на протяжении сочинения преобладал некий «игрушечный» мажор.
Стихия ритма доминировала под занавес первого отделения. Премьерное исполнение четырехчастной Сонатины для органа и литавр Александра Черепнина Сергеем Коваленко и Тимуром Халиуллиным было встречено публикой с замиранием сердец. Музыка русско-американского композитора А. Черепнина в наше время — увы, нечастое явление в филармониях России, хотя искушенные знают, что музыкантов династии Черепниных именуют «русским аналогом семейства Бахов» (заслуженный работник культуры Р Ф Наталья Гирявенко).
То громыхающие с невероятной энергией, то замирающие на piano литавры С. Коваленко, казалось, рождены, чтобы звучать в сочетании с органом. Это красочная музыкальная картина, производящая эффект народных гуляний, душевного русского праздника. Второе отделение программы началось с премьерного в Белгороде исполнения Тимуром Халиуллиным Интродукции и пассакалии d-moll Макса Регера. Музыкальная ткань этого сочинения, постепенно нарастающая, наполняющаяся полифоническими голосами и динамизирующая к взрывному forte, — одно из самых экспрессивных полотен для органа соло в истории музыки.
Трехчастный концерт для органа и струнного оркестра до мажор Генриха Каспара Шмидта венчал программу вечера. Впервые в России он прозвучал неделю назад в городе Сочи на XVIII Международном фестивале органной музыки в исполнении Тимура Халиуллина и сочинского симфонического оркестра под управлением Олега Солдатова.
Второе исполнение сочинения в России и первое в Белгороде представили Тимур Халиуллин и камерный оркестр Mezzo Music под управлением Натальи Боровик.
Проникнутое неоклассическим духом, ярким тематизмом, напряженностью и одновременно легкостью, произведение немецкого композитора рубежа XIX—XX вв. еков Генриха Шмидта совсем не известно в нашей стране, однако благодаря усилиям в том числе белгородских музыкантов, возможно, вскоре станет одним из нередко исполняемых. Органный сезон в Белгороде открыт! Впереди много творческих свершений, не пропустите!
Специально для А-фишки, Марина Андрейкина
фото Антона Черева