Каждый концерт как премьерный — фирменный стиль всемирно известного Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Не исключение — «Чайковский-гала», прошедший с аншлагом 17 ноября в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Первое отделение открыли шесть пьес из цикла «Времена года» (1875−1876), написанного для фортепиано как своего рода лирико-психологический дневник: «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь», «Ноябрь. На тройке», «Декабрь. Святки», «Январь. У камелька», «Февраль. Масленица». Раскрашенные новыми «красками», они прозвучали с неожиданной силой, раскрыв свой скрытый «полифонический» потенциал, благодаря скрипачу-солисту камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Алексею Стрельникову, который широко известен и как первоклассный аранжировщик.
«Чем больше ты занимаешься музыкой, чем глубже изучаешь композитора, — сказал в одном из интервью художественный руководитель оркестра „Виртуозы Москвы“ Владимир Спиваков, — тем больше возможностей для его музыки ты допускаешь, поскольку понимаешь, насколько он был сложным, разным, непредсказуемым <…> когда ты любишь что-то с необыкновенной силой, это настолько в тебя проникает, что как будто начинает жить через тебя <…> Ты настолько любишь музыку и вникаешь в неё, что становишься её частью. И тогда ты уже не боишься интерпретировать её как-то неверно — она сама звучит сквозь тебя».
В переложении, блестяще сделанном Стрельниковым для камерного оркестра, — подтверждение слов маэстро. Здесь и глубинное погружение в художественный мир Чайковского, в истоки его мелодического языка, и тонкое чувствование малейших вибраций души композитора, и высочайший профессионализм.
Первое отделение завершила Серенада для струнных (1880). Как и романс «Новгородская песня», Чайковский посвятил её своему другу — немецкому виолончелисту, хоровому дирижёру, композитору и педагогу Карлу Альбрехту (1836−1893), который исполнял обязанности директора Московской консерватории в 1883—1885 годах. «В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, — объяснял Чайковский в одном из писем, адресованных Надежде фон Мекк, — и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далёк от взятого образца <…> льщу себя надеждой, что если не вся серенада, то некоторые части её попадут в число Ваших любимцев. Мне очень, очень хотелось бы этого!»
Серенада, как и каждая из её частей, нередко исполняемых по отдельности — Pezzo en forma di sonatina, Valse, Elegia, Finale (Tema russo), — среди неизменных «любимцев» далеко не одного поколения меломанов.
Во втором отделении прозвучал струнный секстет «Воспоминание о Флоренции», сочинённый Чайковским вслед за оперой «Пиковая дама» (1890), но уже не в Италии, а в России, в живописно расположенной недалеко от Клина усадьбе Фроловское, и доведённый им до окончательной редакции в 1892-м.
Для Александра Соловьёва — дирижёра камерного оркестра «Виртуозы Москвы» — встреча на сцене с музыкой Чайковского отнюдь не первая. В его репертуаре опера «Евгений Онегин» (1878) в Центре оперного пения Галины Вишневской, с которым сотрудничает с 2009 года, «Иоланта» (1891) и тот же «Евгений Онегин» в Большом театре, где работает с 2011-го.
Артистичный, лёгкий, элегантный… Каждый взмах его рук, гибких, певучих, летящих, стремительных, уверенных, бесшумно «проигрывающих» партитуру, наполнен смыслом, безупречен и изумителен. Как и каждый мгновенный жест, каждое движение…
Филигранно отточенные звуки, вдохновенно и изящно очерченные музыкальные фразы, абсолютная гармония, воплощённое совершенство… Впрочем, все слова бессильны передать впечатление, вызванное гениально исполненной музыкой великого русского композитора.
В этот вечер оркестр, созданный почти сорок лет назад, вновь подтвердил своё громкое амбициозное название — «Виртуозы Москвы».