В Челябинском зале «Родина» поставили кресла для полных и худых

Добавлено 16 января 2015 muzkarta

Челябинская филармония, Зал органной и камерной музыки «Родина», Даниэль Зарецкий (орган), Крымская филармония

Еще здесь будут проводить экскурсии, потому что есть на что посмотреть
Одним из знаковых событий 2015-го года для челябинцев стало долгожданное открытие зала «Родина» под занавес Года культуры России. После четырех лет драматических событий по поводу переселения бесценного инструмента у органа появилось новое место жительства. Как он там обживается, как чувствуют себя артисты и публика? Об этом на радио «Комсомольская правда» (95.3 FM) рассказала директор зала органной и камерной музыки Ирина АНДРЕЕВА.

НЕ СТАЛО «НЕГРАМОТНЫХ" АПЛОДИСМЕНТОВ

— Челябинцы соскучились по звучанию органа. К тому же интерес к новому залу подогрет многолетним ожиданием. Так что первые пятнадцать концертов органной и камерной музыки прошли с большим успехом. У нас постоянные аншлаги. Билетов всем желающим не хватает, — рассказала Ирина Андреева. — Выяснилось, что очень многие не только впервые попали в органный зал, а вообще первый раз обратились к академической музыке. Меня удивило, насколько грамотные у нас слушатели. Порой на концертах между частями цельного произведения невпопад раздаются аплодисменты. Теперь ни одного ненужного хлопка. Растет зрительская культура.

Еще бы! Прекрасный зрительный зал и орган, возвышающийся на пьедестале, как и подобает королю инструментов, не могут не влиять на настроения публики. Люди ведут себя соответственно той атмосфере, в которую попадают, начиная с красиво оформленного вестибюля. На входе зрителей встречают контролеры в форменной одежде. Гардеробщицы вешают каждое пальто на плечики. В глаза сразу же бросается великолепный декор фойе. Царственная люстра и светильники (их 150!) создают ощущение торжественности и дворцового величия.

СИДЕНЬЕ ИЗ КОКОСА

Кстати, декор интерьера нужен не только для эстетики.

— Акустики предписали, что семьдесят процентов стен должны быть покрыты декоративными элементами, каждый из которых способен отражать звук, поддерживая хорошую акустику. Поэтому наш зал такой нарядный, — улыбается Ирина Александровна.

Необычные кресла тоже можно назвать акустическими. У них минимум мягких деталей. В сиденье и спинке — вставки с наполнением из кокосового волокна, оно не поглощает звук. А чтобы звуки отражались, деревянные детали выполнены из благородного натурального ясеня. У кресел правильный, до миллиметра выверенный специалистами угол наклона, чтобы зритель чувствовал себя комфортно, но не дай бог не задремал на концерте.

Предусмотрено четыре варианта кресел. Обычные — для основных зрителей. Нестандартные — для людей с большими габаритами. Для студентов — с чуть зауженным сиденьем и без подлокотников, но тоже симпатичные, при этом цена билетов на эти места ниже. Есть кресла с откидывающейся спинкой, чтобы спокойно продвигаться в проходах между боковыми сиденьями и основными. Обновилось и рабочее место органиста — шпильтиш (органная кафедра).

Фото: Андрей АБРАМОВ
ЕСТЬ ГДЕ САЛЮТ ПОСМОТРЕТЬ

В прежнем зале на Алом поле для артистов было мало удобств. Теперь у них будет восемь гримерных. А еще артистическая галерея с функциональной возможностью для отдыха и перемещения из одной гримерки в другую, не обходя зрительный зал. В галерее можно проводить встречи малых форм, переговоры, небольшие фуршеты. В праздники она становится зоной для просмотра салютов. И какая же галерея без картин. Художественными полотнами смогут любоваться и все зрители.

В ФОЙЕ МОЖНО… ПОЛЗАТЬ ПО ПОЛУ

— У нас очень акустическое, хорошо «звучащее» фойе, — продолжает заочную экскурсию Ирина Андреева. — Оно универсальное. В нем можно устраивать хоть концерты-балы, хоть детские утренники. Собираемся проводить там программы проекта «Концерты в ползунках» для самых маленьких. Все будут рядом: и дети, и родители, и артисты. Отопление в «Родине» проходит даже под полом. Детишки могут свободно ползать. У нас вообще очень теплые помещения.

ЭКСКУРСИИ ПО «РОДИНЕ»

Увидеть все помещения в «Родине» смогут участники вечерних экскурсий, которые будут проводиться два раза в месяц. Билеты можно купить в кассе (150 рублей). Ирина Андреева на правах хозяйки покажет гостям зрительный зал, зимний сад, зону, откуда открывается вид на панораму города. Расскажет об истории органа, обо всем, что связано с его демонтажем и переездом. Можно будет даже посидеть за старой органной кафедрой. «Повидавший» сотни музыкантов шпильтиш теперь вроде экспоната. На нем сохранились все клавиши и педали, на котором органисты играют ногами.

Директора зала органной и камерной музыки Ирину Андрееву коллеги шутя стали называть «Родина-мать».Фото: Надежда Пелымская
ПОЧЕМ БИЛЕТИК?

— Билеты в новый зал немного дороже, чем они были на Алом поле. Но есть понятие соотношения цены и качества. Зал-то теперь более комфортный и он такой роскошный, — объясняет Ирина Андреева. — Я говорю всем, что «Родина» — островок счастья, покоя и красоты. Кстати, публика с пониманием относится к удорожанию билетов.

Билеты на органные концерты стоят от 300 до 600 рублей, на детские — от 200 до 250 рублей. За билет на концерты для школьников, на которые можно прийти вместе с родителями, — нужно заплатить 150 рублей.

Билет можно купить в кассе самого зала органной и камерной музыки «Родина», в кассе зала имени С. Прокофьева, а также в городских зрелищных кассах.

О ФЕСТИВАЛЕ ФЕСТИВАЛЕЙ

— Закончили новогодний концертный марафон, что дальше?

— Мы приступили к работе над главным проектом года — «Орган без границ». Он тоже посвящается открытию зала «Родина». Это фестиваль фестивалей. В нем три направления.

«Новое органное движение» стартует 18 февраля программой «Органисты России», исполнители — Даниэль Зарецкий из Санкт-Петербурга и Владимир Хомяков. На вечере состоится презентация лицензионного диска Челябинской филармонии с записью концерта двух прекрасных органистов. 10 февраля открытие эксклюзивного фестиваля «Джаз на большом органе», такие больше нигде не проводятся. Да и музыкантов, исполняющих на органе джазовые композиции, можно пересчитать по пальцам. По приглашению художественного руководителя Владимира Хомякова приедут органисты из Германии, Швеции, Голландии, США, Франции. Ни санкции, ни разногласия политиков не способны помешать этой долгожданной встрече.

Большая джазово-органная тусовка завершится 14 февраля ночным концертом. Он начнется в 21.00, но трудно сказать, сколько продлится эта феерия. Все участники намерены представить новейшие музыкальные веяния. Теперь это возможно: орган после модернизации получил дополнительные возможности — у него 9999 регистровых комбинаций. Инструмент доступен для новых жанров и новых музыкальных опытов.

В фестивале «Уральские хоровые ассамблеи» (с 17 по 25 февраля) выступят лучшие коллективы: Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, Академический хор «Иво Лола Рибар» (Сербия, Белград), Камерный хор Крымской филармонии «Таврический благовест», симфонический хор Екатеринбургской филармонии, Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина.

А Челябинский камерный хор имени В. В. Михальченко вместе с народным артистом России Александром Филиппенко (Москва) исполнят «Поэму памяти Сергея Есенина» (музыка Г. Свиридова).

— Орган — инструмент духовой, но он и самый духовный. Хоровая духовная музыка в сочетании с органом органично вписывается в наш проект «Орган без границ».

В репертуаре много интересных концертов, подробную афишу можно найти на сайт Челябинской филармонии www.philarmonia.ru

Владимир Хомяков проводит в феврале эксклюзивный фестиваль «Джаз на большом органе». Фото: Надежда Пелымская
КСТАТИ

«Орган уже другой, но художественной ценности он не потерял»

Музыканты шутят, что девизом минувшего года стала фраза «У челябинского органа появилась «Родина».

— У меня ощущение спасения, — сказал Рубин Абдуллин, народный артист России и Республики Татарстан, первым на церемонии открытия игравший на обновленном органе. — Все страсти улеглись. Отсюда нас уже никто не попросит. Мне было комфортно за инструментом. Орган не стал хуже или лучше, он изменился, но при этом сохранил свою индивидуальность. И он прекрасно звучит, я слушал его из зала.

Рубин Абдуллин на концерте в Челябинске.
Фото: Андрей АБРАМОВ
 — Я готов к тому, что акустику в «Родине» будут сравнивать с прежним залом, — высказался Павел Кравчун, доцент кафедры акустики МГУ, председатель экспертного совета по органостроению Международного союза музыкальных деятелей. — Найдутся и критиканы. Дескать, орган звучит по-другому. Хотя «по-другому» вовсе не значит, что плохо. Уверен, что со временем выработается акустическая репутация. И могу сказать, что среди российских органных залов челябинский зал один из лучших.

— Ожидания, что случится катастрофа, у меня, слава богу, не подтвердились, — поделился впечатлениями хранитель челябинского органа, народный артист России Владимир Хомяков. — Орган звучит очень прилично, я получаю удовольствие от игры на нем. Послушал несколько органных концертов из зала, мне понравилось. Спасибо акустикам и архитекторам, которые сделали максимум того, что можно было сделать. Инструмент уже другой, но художественной ценности он не потерял, что меня очень радует.

Лидия САДЧИКОВА
Фото: Андрей АБРАМОВ
chel.kp.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору