Елена Евгеньевна Полоцкая, доктор искусствоведения, профессор консерватории
День знаний в Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, посвященный году литературы в России, объединил литературу и музыку именем Петра Ильича Чайковского. Ведь именно в этом году все мировое культурное сообщество торжественно отмечает 175-летие со дня рождения великого русского композитора.
Дипломант всероссийских конкурсов, солистка Свердловской филармонии и аспирантка консерватории Яна Паклянова (сопрано) и Лауреат Всероссийского и Международного конкурсов доцент Лилия Полякова (фортепиано)
Чайковский предстал перед слушателями сначала как читатель, впервые в детском возрасте познакомившийся с героиней Франции Жанной д’Арк, истории подвига которой он впоследствии посвятит оперу «Орлеанская дева». Затем консерваторцы «заглянули» в личную библиотеку Петра Ильича, обнаружив там библию, сочинения русской и зарубежной классики с записями размышлений композитора на полях книг. А затем вместе повспоминали, какие сочинения писал Чайковский на сюжеты и тексты Пушкина, Шекспира, Шиллера, Алексея Константиновича Толстого, Ратгауза, Апухтина, Шевченко и других…
Из Чайковского-читателя вырос не только композитор, но и литератор. В лекции прозвучали стихи семи-восьмилетнего Пети Чайковского, писавшего на русском и французском языках о том, как сильно он любит Россию, как Бог заботится о людях и птицах, как призывает праведников и не пускает в небо нечестивых, как мать бережет своего ребенка… Вот один из детских опусов будущего композитора:
Мать и ее ребенок, которого она любит
Твоя голова часто в ее столь теплых руках, твои поцелуи всегда на ее устах. Она тебя любит, она за тобой ходит. Когда ты счастлив, ей тоже удовольствие, когда ты огорчен, она грустна. Если ты здесь, она с тобою, если ты там, она тебе протягивает руку, она тебе никогда не причиняет зла, и ты ей тоже не причиняешь.
Говоря словами Модеста Ильича Чайковского, написавшего первую в истории биографию своего великого брата, в этих неумелых, но искренних стихах, «будущий художник стучится не в ту дверь, через которую ему суждено было явить себя свету, и при чтении этих детских излияний улыбка снисхождения к уродливости их, в начале, невольно сменяется чувством умиления к концу от созерцания трогательности и высоты настроения души мальчика».
Прозвучало и стихотворение взрослого Чайковского «Ландыш», о создании которого он писал: «Я работал над ними с таким же удовольствием, как и над музыкой»:
Ах, ландыш, отчего так радуешь ты взоры!
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, —
Но прелести в них нет таинственной твоей.
В чём тайна чар твоих? Что ты душе вещаешь?
Чем манишь так к себе и сердце веселишь?
Иль радостей былых ты призрак воскрешаешь!
Или блаженство нам грядущее сулишь?
Не знаю. Но меня твоё благоуханье,
Как винная струя, и греет и пьянит,
Как музыка, оно стесняет мне дыханье
И, как огонь любви, питает жар ланит.
Говорилось в лекции о Чайковском — создателе либретто для нескольких собственных опер, авторе художественных переводов: и поныне «Персидские песни» Антона Григорьевича Рубинштейна, учителя Петра Ильича по композиции и инструментовке в Санкт-Петербургской консерватории, звучат на русском языке в переводе Чайковского; ему принадлежит и перевод речитативов в опере Моцарта «Свадьба Фигаро». Известные «Жизненные правила для музыкантов», написанные Шуманом, также переведены на русский язык Петром Ильичом.
Особое внимание было уделено эпистолярному стилю Чайковского: зрители увидели эпизод из художественного фильма «Чайковский»(режиссер И. Таланкин, 1969 год), где происходит построенный на подлинных текстах писем «виртуальный» диалог Петра Ильича и его лучшего друга Надежды Филаретовны фон Мекк (в блистательном исполнении И. Смоктуновского и А. Шурановой).
Наконец, Петр Ильич был представлен консерваторцам и как автор слов собственных своих романсов.
В лекции-концерте, состоявшемся на общем собрании студентов и профессорско-преподавательского состава консерватории, участвовали певцы: лауреат международных конкурсов, старший преподаватель Борис Зубков, дипломант всероссийских конкурсов, солистка Свердловской филармонии и аспирантка консерватории Яна Паклянова. Партию фортепиано исполняла лауреат Всероссийского и Международного конкурсов, доцент Лилия Полякова. В их замечательном исполнении прозвучали романсы Чайковского на слова А. К. Толстого «Горними тихо летела душа небесами», Д. М. Ратгауза «Закатилось солнце» и на собственные слова Петра Ильича «Страшная минута». Вела лекцию Елена Полоцкая, доктор искусствоведения и профессор консерватории.
Автор: Елена Евгеньевна Полоцкая, доктор искусствоведения, профессор консерватории
Автор фото Свяжина Анна
http://uralconsv.org