В «Филармонии-2» послушать Дениса Мацуева будет в два раза дешевле, чем в Зале Чайковского

Добавлено 30 декабря 2014 muzkarta

Всероссийский виртуальный концертный зал, Московская академическая филармония

Директор главной столичной концертной организации Алексей Шалашов рассказал о новогодних радостях и надеждах

Алексей Шалашов пообещал публике «Филармонии-2» высокую музыку за низкие цены. Фото Сергея Бирюкова
    Главными темами традиционной ежегодной встречи директора Московской филармонии Алексея Шалашова с журналистами стали два ее новых зала, один вполне физический и реальный, другой — виртуальный, хотя оттого не менее, а может, и более значимый для филармонической жизни страны.
Не секрет, что в Москве дисбаланс культурной жизни между центром и окраинами такой же, как между столицей в целом и регионами. Переданный в начале 2000-х Российскому Национальному оркестру, а затем и филармонии зал «Оркестрион» в Черемушках лишь слегка разрядил, но не разрешил ситуацию — помещению на 480 зрительских мест это не под силу, там идут по преимуществу концерты для самых маленьких зрителей (что, конечно, тоже важно). На 1000-ный зал «Филармония-2», открывшийся на днях в Олимпийской деревне, Алексей Шалашов возлагает гораздо большие надежды.

«Филармония-2» появилась на столичной карте без привычного в таких случаях шума. Просто весной стало известно, что государственная проверка признала работу обитавшего в Олимпийской деревне музыкального театра Владимира Назарова недостаточно качественной и интенсивной. Летом помещение официально переподчинили Московской филармонии. Однако чтобы приспособить зал к высоким филармоническим стандартам, понадобилось «одеть» его в совершенно новый акустический «наряд». Панели из композитного материала, обклеенного американским кленом, поставила шведская фирма Gustavs. Как ни странно, бетонную основу конструкции здания, построенного к Олимпиаде 1980 года, Шалашов не считает вредной для акустических качеств: «Бетон — идеальный материал, поскольку не дает отзвука, в нем все глохнет. А нужное акустическое отражение обеспечивают панели обшивки».

Сцена — большая, даже за полным симфоническим оркестром остается еще 5 метров до задника. Акустическая раковина, построенная американской фирмой Wenger, легко убирается, так что и театральные представления проводить можно. Новые деревянные кресла прошли необходимые акустические испытания. Со временем появится и видеопанно для трансляций концертов в фойе в режиме реального времени-то, что уже пару лет действует в основном филармоническом зале, имени Чайковского, увеличивая аудиторию его аншлаговых концертов на сотню-другую слушателей (причем эти просмотры — бесплатные и открытые для всех). В середине следующего сезона установят веб-камеры, что даст возможность транслировать концерты на сайте филармонии (из КЗЧ таковые идут уже четыре года, их качество обеспечивают до 10 камер Full HD).

Притом цены на билеты — примерно в два раза меньше, чем в зале Чайковского. А программы — судите сами, если одним из первых афишных концертов здесь станет фортепианный вечер Дениса Мацуева 17 января, на котором Денис исполнит не только свои проверенные «хиты», вроде «Мефисто-вальса», «Времен года» или Второй сонаты Рахманинова, но и относительно новую, художественно весьма непростую работу — «Крейслериану»…

На вопрос, не связано ли быстрое открытие «Филармонии-2» с якобы грядущим закрытием зала Чайковского на капремонт, Шалашов ответил: «Слухи абсурдны, КЗЧ и так ремонтируется каждое лето, нужды закрывать его нет».

Не вполне ясным остался такой серьезный вопрос, как транспортная доступность зала. От метро «Юго-Западная» до него либо полчаса идти, либо ехать на автобусе или маршрутке. Которых еще надо дождаться, и вместиться в переполненную машину. Да просто — вспомните, кто бывал в этом сверх-бойком месте, — найти нужную остановку одного из многих десятков автобусов огромная проблема, они тут разбросаны на добрых полкилометра по обе стороны проспекта Вернадского. В филармонии нам посоветовали «втихую» воспользоваться маршруткой одного из крупных торговых центров, которая для его посетителей бесплатна. Мне кажется, это не решение, филармония сама должна организовать такой маршрут, иначе ее прекрасное новое приобретение окажется невостребованным.

Неясна и судьба театра Назарова. Согласен с проверявшими — качество спектаклей, по крайней мере детских, на которых я бывал, оставляло желать много лучшего. Но сам по себе подобный коллектив, бесспорно, нужен, и когда в строй после ремонта войдет, помимо большого, и малый зал комплекса, стоит подумать о регулярном проведении там детских музыкальных представлений.

Наконец, о названии — министр культуры Владимир Мединский с гордостью объявил на днях, что зал «Филармония-2» будет носить имя Рахманинова. Порадовавшись за великого русского композитора, многие мои коллеги вместе с тем удивились — ведь в столице, а именно в Московской консерватории давно есть Рахманиновский зал. Неужели министр об этом не знал? Впрочем, все может быть, особенно при нынешнем составе министерского руководства. Коллега с Радио России предложила назвать новую площадку именем Сергея Прокофьева. Но, зная Владимира Ростиславовича, трудно предположить, чтобы он нашел в себе решимость послушаться этого разумного совета.

Что же касается виртуального концертного зала, открывшегося 29 ноября трансляцией программы Дениса Мацуева и оркестра Московской филармонии под управлением Юрия Симонова из зала Чайковского на 34 региональные площадки, то это приобретение даже не Москвы, а всей России. Алексей Шалашов поделился опытом: филармоническая деятельность в залах меньше 1000 мест, как правило, не бывает рентабельной. А крупных залов в стране катастрофически не хватает. Например, в немаленьком и культурно весьма значительном городе Вологде местная филармония располагает помещением на 200 мест — при 300 тысячах населения.

Да, есть те же интернет-трансляции из Москвы и других столиц мира. Но они не заменяют посещения залов. Интернет — хаотическое море информации, в котором без должной навигации недолго и утонуть. Из интернет-просмотра не сделаешь праздничного события. А то и вообще какого-либо события: пришли вы домой после работы, хотите послушать симфонию Малера — а тут же ваш сын или внук желает поиграть в компьютерную игру или пообщаться с друзьями в соцсетях. Малер остается несбыточной мечтой.

Виртуальный зал, т. е.видеотрансляции концертов в залы региональных филармоний, — это отобранное предложение высокого уровня качества, максимально приближенное к эффекту живого концерта. Проект осуществлен за счет Министерства культуры, нашедшего на него 25 миллионов рублей, и самих регионов. Для публики он целиком бесплатен.

Правда, оборотной стороной бесплатности является и некоторая необязательность: в каких-то филармониях афиша сезона уже разработана и доступна публике, в каких-то только чешут затылок.

Приходит на память опыт частной компании CoolConnections и подобных ей структур, которые организуют трансляции из Большого и других мировых театров на киноэкраны страны. Там, как во всякой серьезной зрелищной компании, еще в конце предыдущего сезона сообщают план трансляций на год, с подробностями вплоть до имен дирижеров и конкретных солистов. Да, эти просмотры, в отличие от филармонических, платные и, прямо скажем, недешевые, около тысячи рублей со зрителя. Алексей Шалашов считает этот уровень работы пока недостижимым для филармонии, которая, во-первых, не имеет права напрямую заключать договора с фирмами-трансляторами, а во-вторых, даже если бы имела, это стоило бы ей «несметных денег». Но, наверное, и CoolConnections платит тем, кто предоставляет ей сигнал из нью-йоркской Метрополитен-оперы или Королевского драматического театра Лондона, немаленькие суммы, однако находит же в регионах партнеров, и публика более чем 30 городов ходит на трансляции лучших оперных, балетных и драматических постановок мира.

Пионером в создании единой сети виртуальных концертных залов России стала, как ни странно, не Москва, а Свердловская область, где такая сеть — понятно, в рамках региона — действует заботами знаменитого директора местной филармонии Александра Колотурского уже несколько лет. Лучшие концерты из Екатеринбурга (где есть свой оркестр международного уровня и множество других коллективов и солистов) транслируются в 11 городов области. В числе лидеров — и Белгородская область с ее сетью так называемых модельных домов культуры, оснащенных всеми современными медиа-средствами. Этим регионам было проще всего влиться во вновь создаваемую общенациональную систему музыкальных трансляций. А теперь по этому же пути активно пошла Вологодская область, хорошие перспективы в Пермском крае, Оренбургской области…

Кстати, виртуальные залы позволяют резко повысить уровень и традиционной филармонической работы. Не секрет: для многих филармоний проще всего организовывать выезды маленьких групп «ресторанного пошиба» с романсами и фольк-попсой. Но опыт тех же свердловчан показывает: привыкнув к высокому качеству трансляций из Екатеринбурга, публика на местах уже не хочет принимать у себя второразрядные вокально-инструментальные группки, она заказывает места в столице края и организованно отправляется на концерт на автобусе.

Коснулся Алексей Шалашов и проблем, связанных с финансовым кризисом, а также западными антироссийскими мерами последних месяцев. К счастью, по его словам, на филармонии они почти не отразились. Лишь английский дирижер-аутентист Джон Элиот Гардинер в сентябре отменил свой приезд, не углубляясь в объяснения и дипломатично сообщив, что есть смысл отложить гастроли. А все контракты на будущий сезон уже заключены, так что падение курса рубля на них не сказалось.

К сожалению, не подтвердил Алексей Алексеевич слухи о строительстве нового концертного зала в Зарядье: развиваемая в последнее время идея ландшафтного парка на этой территории исключает создание филармонической площадки.

Зато директор филармонии принял к сведению вроде бы совсем прозаическую жалобу — на немыслимую дороговизность некоторых буфетов. Однако если правда, что «театр начинается с вешалки», то почему то же самое нельзя сказать о точках питания? Мы, вероятно, уже и привыкли, но когда к нам приезжают иностранцы и изумляются, как чашка кофе, которая у них не может стоить больше одного евро, здесь стоит пять, то начинаем задумываться и мы. Я же добавил к сетованиям коллег свое наблюдение: например, в Московском театре кукол самый изысканный бутерброд — с красной рыбой или икрой — стоит рублей 60–70. Проедете две остановки на метро и войдете в один из центральных залов или театров-то же самое в три раза дороже. Может, детям полагаются льготы, дотации? Нет, ответил Шалашов. И пообещал при следующем заключении договоров с партнерами не забыть о голосах тех, кто голоден до пищи не только духовной…

Сергей Бирюков
www.trud.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору