На днях в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева состоялся концерт под названием «Голос из космоса», посвященный Марии Каллас и приуроченный к 40-летию со дня смерти легендарной оперной певицы.
Организаторами концерта являются посольство Греции в Азербайджане совместно с ассоциацией «Объединенные культуры» («United cultures»).
Со вступительной речью выступила руководитель ассоциации «Объединенные культуры» («United cultures») Паола Казагранде.
Музыковед Вафа Гамидова на протяжении всего концерта рассказывала публике о самых значимых событиях в жизни Марии Каллас.
На вечере выступил Азербайджанский государственный симфонический оркестр им. Уз. Гаджибейли под управлением заслуженного артиста Азербайджана, дирижера Эйюба Гулиева. Солисты программы — заслуженные артисты Азербайджана Ильхам Назаров (контр-тенор), Адиль Ахундов (тенор) и Фарида Мамедова (сопрано).
Художественный руководитель концерта — Стефано Мускаритоло и Кямалия Ализаде. В концертной программе, подготовленной композиторами Кямалей Ализаде и Стефано Мускаритоло, прозвучали, как знаменитые арии, которые некогда исполняла сама Мария Каллас, так и их произведения, написанные специально для этого концерта.
Вечер открыло оркестровое произведение Кямалии Ализаде, написанное на основе греческой народной песни в сочетании с «Сертаки», эта музыка словно увела слушателей в Грецию — на родину Марии Каллас.
Ария Леоноры из оперы Джузеппе Верди «Трубадур», ария Анжелики из оперы «Сестра Анжелика» Джакомо Пуччини, ария Нормы из одноименной оперы Винченцо Беллини, ария Валли из оперы Альфредо Каталани «Валли» прозвучали в исполнении Фариды Мамедовой. Ария Орфея из оперы Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика», ария Ариоданта из оперы Георга Генделя, а также написанная С. Мускаритоло на слова Пьера Пазолини «Timor di Me?» прозвучали в исполнении Ильхама Назарова. Адилем Ахундовым же были исполнены ария Каварадосси из оперы «Тоска» Джакомо Пуччини, кроме этого в дуэте с Фаридой Мамедовой была исполнена партия Пинкертона и Мадам Баттерфляй из оперы Джакомо Пуччини.
Специально для этого концерта композитор Стефано Мускаритоло сочинил сюиту «Медея» в трех частях. Посвященное Марии Каллас произведение как бы отражало жизнь знаменитой певицы — в мелодиях можно было услышать греческие мотивы (воспоминания), шум мегаполиса (жизнь в Нью-Йорке) и голос, который словно луч проходил сквозь время (из прошлого в будущее, сквозь настоящее).
Композитор Стефано Мускаритоло, все произведения и сочиненная им сюита, а также музыка, написанная им для чтения стихов Пазолини, посвященных Каллас, наилучшим образом и очень полно отражают жизнь и творчество певицы.
Присутствующий на концерте посол Греции в Азербайджане Димитриос Цунгас, в беседе с Day. Az отметил, что думал о проведении концерта, посвященном Марии Каллас, еще в прошлом году, но министерством культуры Греции было решено провести концерт именно к 40-летию со дня смерти оперной дивы — в 2017-м.
Как признался нам дирижер Эйюб Гулиев, для него Мария Каллас — это символ женского начала в оперном искусстве: «Потому что с ее приходом в оперу в этом искусстве многое изменилось, появились новая манера пения, новый голос, новый тембр, новые идеалы. Многие дирижеры мечтали с ней работать. Жаль, что мы не могли включить в программу все произведения, благодаря которым Мария Каллас прославилась, но мы выбрали самые ею любимые вокальные номера».
На концерте присутствовали представители посольств Греции, Франции, Германии, Израиля, Италии, США, Норвегии, Афганистана, Аргентины, Австрии, Бразилии, Болгарии, Колумбии, Литвы, Мексики, Молдовы, Кореи, Румынии, России, Швейцарии, Индонезии, Сербии и др.
Данный концерт транслировался в Лянкяране. Дело в том, что на днях отмечался День Европы, и европейская делегация решила в этом году отметить этот день в Лянкяране. Концерт по желанию и инициативе делегации во главе с Денисом Данилидисом транслировался напрямую из Филармонии в Лянкяран, и члены европейской делегации имели возможность следить за этим замечательным вечером на большом экране и аплодировали исполнителям с юга Азербайджана.
Франгиз Агалароваnews.day.az/culture…html