НА СНИМКЕ: Вера Таривердиева на пресс-конференции. Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ
Свершилось! На днях Уфу посетила Вера Таривердиева, супруга и хранительница наследия легендарного композитора Микаэла Таривердиева, музыковед, президент Благотворительного фонда Микаэла Таривердиева, автор книги «Биография музыки» (о жизни и творчестве композитора), Арт-директор Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева. В статусе специального гостя Вера Гориславовна побывала на театрализованном концерте Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан «Последний романтик», посвященном 85-летию со дня рождения композитора. Дирижером проекта выступил Камиль Абдуллин.
В программе первого отделения была заявлена моноопера Микаэла Таривердиева по поэме Роберта Рождественского «Ожидание». На авансцене, усыпанной осенними листьями, перед зрителями предстает единственная героиня оперы — Женщина. Пришедшая на свидание раньше возлюбленного, она непрерывно поглядывает на часы. И за время ожидания переживает шквал различных эмоций — от печали до робкой надежды на счастье. Кстати, премьера монооперы состоялась в Москве, Камерном театре Бориса Покровского 26 октября 1985 года с Марией Лемешевой в единственной роли. В Уфе партию Женщины исполнила сопрано Лилия Пивень.
Второе отделение концерта-монографии открылось исполнением лирической фортепианной пьесы «Последний романтик». Солировала Ольга Нуждина из Тольятти. Уфимцы услышали музыку из кинофильмов «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы», «Ольга Сергеевна», «Медный ангел», «Старомодная комедия», «Король-олень», песни композитора. Ведущий концерта народный артист Башкортостана Александр Кузьменко пригласил Веру Таривердиеву на сцену. В доверительной беседе она поведала много интересных фактов. Например, от Веры Гориславовны слушатели узнали, что фильм «Золотая речка» снимался в Башкирии, недалеко от Белорецка. Сюрпризом для уважаемой гостьи стало исполнение песни Таривердиева на слова Николая Добронравова «Твой голос» из репертуара вокального трио «Меридиан» в переложении для сопрано и оркестра.
— Проект «Последний романтик» проходит в рамках масштабного Международного фестиваля «Запомни этот миг» и посвящен юбилею Микаэла Леоновича, — рассказывает Вера Гориславовна. — География фестиваля охватывает Москву, Санкт-Петербург, Лондон, Нью-Йорк, Гамбург и другие города. В Уфу я прилетела из Еревана, где также исполняли музыку мужа. Отрадно, что театры, филармонии, оркестры мира сами проявляют инициативу в отношении программы юбилейных концертов. Вот и в Уфе оказались поклонники музыки Таривердиева. Очень благодарна Министерству культуры Республики Башкортостан и оркестру, которые помогли осуществить задуманное.
— Вера Гориславовна, как происходит выбор программы для концертов Фестиваля?
— Вы знаете, в каждом городе представлены разные программы. Исполняют симфонию для органа «Чернобыль», концерт «Кассандра», фортепианные произведения. Ваш оркестр и режиссер концерта в Уфе Радмир Шайхутдинов предложили мне монооперу «Ожидание», музыку из кинофильмов и песни Таривердиева. Знаете, всегда боюсь постановок монооперы «Ожидание». Помню, как на премьере в Новой опере на коде я закричала и замахала руками в знак протеста. Команда постановщиков придумала счастливую развязку монооперы, когда Женщина встречается с любимым. Такого у Микаэла Леоновича не было. Постановка Радмира меня потрясает своим философским подходом. Этот молодой талантливый режиссер ставит смысл.
— Вы так много путешествуете, но, говорят, что в Уфе Вы впервые?
— Действительно, прежде я никогда не была в Башкирии. Но с Уфой меня связывают многие человеческие, дружеские связи. Я дружна с братьями Абдразаковыми — Аскаром и Ильдаром. Недавно я узнала, что любимый композитор эстрадной певицы Земфиры — Микаэл Таривердиев. В Уфе живет моя подруга, композитор Лейла Исмагилова, с которой мы познакомились еще в октябре 1983 года в Вильнюсе на Фестивале современной музыки. С Лейлой мы жили в одном номере гостиницы, и она была свидетелем начала нашего романа с Микаэлом Леоновичем. Хотя музыку Таривердиева я услышала впервые в возрасте тринадцати лет, отдыхая в «Артеке» и… влюбилась с нее. Эта была песня о «Маленьком принце»… Я бы хотела, чтобы наша дружба с Уфой продолжалась.
— Вы не приемлите говорить о Таривердиеве в прошедшем времени…
— С Микаэлом Леоновичем мы были вместе 13 лет, и прошедшие после его ухода 20 лет мы тоже вместе. Я и сегодня ощущаю себя счастливой рядом с ним, с его музыкой. С каждым годом появляются новые люди, музыканты, режиссеры, которых объединяет музыка Таривердиева. После смерти мужа дома я сохранила все так же, как было при его жизни. В рабочем кабинете стоит рояль «Steinway» 1938 года, который до сих пор помнит прикосновение рук Микаэла Леоновича. На полке — фотоаппарат и подзорная труба, в которую он любил наблюдать за звездами, трогательные записки от публики… В студии стоит синтезатор, где происходил процесс записи музыки к кино. Я храню его любимый табак двадцатилетней давности.
Заключительное «слово» вечера взял сам Микаэл Таривердиев. С большого экрана, сидя за роялем в зале Музея музыкальной культуры имени Михаила Глинки он проникновенно исполнил 76-й Сонет Шекспира в переводе Самуила Маршака, текст которого оказался пророческим: «И кажется, по имени назвать меня в стихах любое может слово».
Эльмира Ижболдинаhttp://vechufa.ru