9 апреля в 19 часов в Капелле ожидается настоящая сенсация. Реквием Моцарта прозвучит в дополненной версии: мы получим возможность услышать фугу Amen, которая не вошла в окончательный вариант произведения и была найдена только в наши дни. Утраченный фрагмент Реквиема был доработан известным петербургским композитором Григорием Корчмаром. Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга. Дирижер — народный артист России Александр Чернушенко.
Набросок фуги Amen вместе с эскизом 4 тактов Rex tremendae Реквиема был найден в Берлине, в архиве Мендельсона, в 1962 году Вольфгангом Платом среди моцартовских черновиков к операм «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». Amen — это очень краткий эскиз, всего 16 тактов (менее 30 секунд звучания). По неизвестной причине ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайер, закончивший Реквием после смерти композитора, не стал дописывать Amen и не включил его в окончательную версию сочинения.
Из-за частых перерывов в работе и смертельной болезни Моцарт успел написать целиком только первый раздел Introitus — Requiem aeternam. Он полностью выписал все вокальные партии и бас, а также в особо важных местах наметил оркестровку в фуге Kyrie и в шести частях Секвенции, за исключением Lacrimosa, которая обрывается после 8 такта. Последний написанный самим Моцартом номер — Hostias. Остальные части Реквиема, Sanctus, Benedictus и Agnus Dei, дописаны Зюсмайером. В финале он целиком повторил музыку первой части вместе с двойной фугой, создав таким образом музыкальное обрамление. Богатой, величественной оркестровке Реквиема мы также почти полностью обязаны Зюсмайеру.
Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром, написанная Моцартом в Зальцбурге в 1779 году, прозвучит в исполнении замечательных петербургских музыкантов — заслуженного артиста России Андрея Догадина (альт) и лауреата международных конкурсов Сергея Догадина (скрипка).
Сергей Догадин — лауреат десяти престижных международных конкурсов, в числе которых Международный конкурс им. Чайковского, Международный конкурс им. Паганини, Международный скрипичный конкурс им. Йозефа Йоахима, Международный конкурс им. Постаччини и др. Сергей гастролировал во многих странах мира, выступал на всемирно известных сценах, сотрудничал с ведущими мировыми музыкантами и коллективами. Был удостоен чести играть на инструментах Никколо Паганини и Иоганна Штрауса.
Андрей Догадин — концертмейстер группы альтов ЗКР Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии (с 1995 года), профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории. Как солист и ансамблевый исполнитель Андрей Догадин известен во многих странах. Он регулярно участвует в престижных международных музыкальных фестивалях. С 1986 по 1995 год Андрей Догадин был участником Санкт-Петербургского (Ленинградского) струнного квартета. В составе квартета он завоевал I премию Всесоюзного конкурса струнных квартетов (1987), II премию и специальный приз конкурса Min-On (Токио, Япония, 1989), Гран-при и два специальных приза конкурса Vittorio Gui (Флоренция, Италия, 1989), а также занял I место и завоевал Гран-при конкурса камерной музыки в Мельбурне (Австралия, 1991).
15 апреля в 19 часов концерт Хора и Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга не оставит равнодушными ценителей музыки Сергея Прокофьева. Со сцены Капеллы прозвучит одно из величайших его произведений — оратория «Иван Грозный», созданная на основе музыки к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна. Также в программе — виртуозный Первый фортепианный концерт Прокофьева и его Первая («Классическая») симфония. В концерте принимает участие Мирослав Култышев, один из лучших молодых пианистов России, лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского, победитель конкурса Monte Carlo Piano Masters.
«Иван Грозный» — одна из вершин творчества Сергея Прокофьева и его последняя совместная работа с выдающимся режиссером Сергеем Эйзенштейном. Создание музыки к фильму началось в 1942 году. Она рождалась на волне огромного патриотического подъема, которым была охвачена вся страна. Оратория «Иван Грозный» является произведением для чтеца, хора и оркестра, однако сам композитор такого сочинения не создавал. Прокофьев оставил нам именно киномузыку — набор фрагментов. Только в 1961 году, уже после смерти Прокофьева, Абрам Стасевич создал ораторию. Он дополнил произведение партией чтеца, которая является своеобразным стержнем, объединяющим множество эпизодов оратории.
За исполнение своего Первого фортепианного концерта Прокофьев в 1914 году получил премию Антона Рубинштейна. Композитор писал: «Для конкурса я выбрал не классический концерт, а свой. С классическим я не рассчитывал переиграть моих конкурентов, мой же концерт мог поразить воображение экзаменаторов новизной своей техники; они просто могли не сообразить, как я с нею справился».
После дерзкой, эпатирующей музыки двух фортепианных концертов, взбудораживших публику и критику, Первая симфония молодого Прокофьева удивила всех — она была ясной, стройной, строгой, и вместе с тем жизнерадостной, проникнутой светом и оптимизмом. Композитор обратился к иной, совершенно неожиданной для него стилистике. Уже приучив аудиторию и коллег-музыкантов к своему «хулиганскому» стилю, он удивил всех, создав произведение классически ясное, по-моцартовски солнечное.
miamir.ru