В Кафедральном соборе выступили лучшие органисты страны

Добавлено 04 ноября 2012 muzkarta

Александр Князев (виолончель, орган)

В Кафедральном соборе Калининграда состоялся Гала-концерт лауреатов Первого Всероссийского музыкального конкурса по специальности "орган". Первую премию и звание лауреата получил Евгений Авраменко (Москва). Вторая премия и звание лауреата достались Александру Новоселову (Санкт-Петербург). Третью премия жюри решило не присуждать, дипломантами стали Егор Колесов (Москва) и Мария Лебедева (Санкт-Петербург).

Всероссийский конкурс учрежден Правительством России. Конкурс проводится во всех федеральных округах страны, предполагает четырехлетний цикл состязаний и охватывает все основные специальности классического и народного исполнительского искусства. В 2012 году конкурс проходил по специальностям – медные и деревянные духовые инструменты, духовые квинтеты, ударные инструменты, орган и арфа. В этом году честь провести конкурс по направлению «орган» была предоставлена Калининградской области.

Председатель жюри органной части конкурса - Александр Князев, один из самых харизматичных музыкантов своего поколения, успешно выступающий в двух амплуа - виолончелиста и органиста, - заслуженный артист России, эксклюзивный солист Московской государственной академической филармонии.

- Уровень конкурсантов был весьма достойным, - говорит Александр Князев. - Единственное, о чем можно сожалеть, - это их количество. Оно было не столь велико, кто-то не успел приехать. Программа очень трудная и обширная. Но я думаю, что в любом музыкальном конкурсе все-таки спортивный элемент должен отходить на второй план, поскольку мы все служим одному делу и преданы искусству музыки.

- Как вам наши органы?

- Орган в Кафедральном соборе – один из лучших органов в России и Европе. Великолепный, потрясающий инструмент. Орган в концертном зале филармонии поскромнее, но тоже хороший инструмент. Можно сказать, Калининград становится центром органного творчества.

- Насколько сейчас популярно органное искусство в российской провинции?

- Органному исполнительскому искусству учат во многих консерваториях, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, – в Нижнем Новгороде, Казани, Новосибирске. На мой взгляд, понятие провинция в этом смысле становится все более и более относительным. В России сейчас очень много органных залов, они есть практически во всех крупных городах. Есть, где учиться, и есть, на чем играть. Считаю, что у нас сейчас расцвет органной культуры, органной музыки, - и смотрю на все это очень позитивно. Появляются прекрасные музыканты, которые становятся лауреатами крупнейших международных конкурсов в Европе – а это уже очень серьезный уровень. Например, член жюри нашего конкурса органист Константин Волостнов в 2009 году выиграл крупнейший конкурс органистов в Сент-Олбансе в Англии, это высочайший показатель. Раньше, когда мы жили за железным занавесом в Советском Союзе, не было возможности выезжать, слушать других органистов. Сейчас, слава Богу, все открыто, все музыканты ездят на мастер-классы. Я уверен, что через пару десятков лет русские органисты, как и русские музыканты по всем другим специальностям, будут занимать самые передовые места в мире.

- Но много ли в провинциальной России органов, акустика которых идеально сочетается с культовой архитектоникой - как, например, здесь, в Калининграде, где оба органа находятся в бывших культовых сооружениях, можно сказать, на своем месте?

- В России в советское время в православных церквях, которые не использовались как культовые сооружения, поставили много органов – и сделали в них органные залы. Орган привязан к зданию, он строится в расчете на конкретное здание, перенос органов связан с огромными трудностями. Здесь надо находить какие-то компромиссы. И в этом я вижу некоторую причину для беспокойства. Но думаю, победит разум, победит гуманное начало, все подобные конфликтные ситуации разрешатся мирно, и найдутся достойные залы, куда могут быть перенесены эти органы. В любом случае, надеюсь, что ни один орган не будет разрушен, потому что в XXI веке невозможно такое негуманное отношение к музыке. Органный зал – это всегда центр культуры в любом городе, а религия испокон веков была рядом с культурой. В Западной Европе этой проблемы, этого конфликта вообще нет, концерты там проводятся во всех церквях – так же как богослужения. Мне кажется, у нас этот конфликт искусственно усилен, но я верю, что компромисс будет найден.

Представитель министерства культуры Российской Федерации Алла Маркова присутствовала на всех прослушиваниях второго и третьего тура:

- Конкурс был организован здесь на высшем уровне. Я не случайно приехала сюда. Мне очень нравится орган. И я завидую участникам конкурса: они счастливые люди, они играют на таком уникальном инструменте, который даже внешне похож больше на целое архитектурное сооружение, нежели на инструмент.
Лауреат Первого Всероссийского музыкального конкурса Александр Новоселов учится в аспирантуре Санкт-Петербургской консерватории у Заслуженного артиста России Даниэля Зарецкого, работает штатным органистом во Дворце искусств в г.Кондопога в Карелии. Много участвует в отечественных и международных конкурсах. Дважды был участником Международного конкурса органистов имени М.Таривердиева, во второй раз был удостоен премии «Надежда Отечества».

- Трудный конкурс, высокие требования к исполнителям, - говорит Александр Новоселов. - Программа содержит различные жанры и стили, нужно было показать свое умение исполнять и старинную, и современную музыку. Русская музыка – С.Танеев, А.Глазунов, Х.Кушнарев - непроста и для восприятия, и для исполнения. И три тура выдержать довольно сложно.

- Как вам понравился прием?

- Организация на самом высоком уровне, мы были приятно удивлены. Все замечательно – и гостиница, и трехразовое питание. По организации этот конкурс можно поставить на одну планку с международными.
Известный российский органист Константин Волостнов часто выступает с концертами в Кафедральном соборе. В этот раз приехал в Калининград в качестве члена жюри Всероссийского музыкального конкурса.

- Быть членом жюри – труд неблагодарный и, скажем честно, жестокий, но невероятно ответственный. Это всероссийский конкурс – и он ставит перед собой определенные задачи, которые, может быть, немного уже, чем задачи международных конкурсов. Но, с другой стороны, в этом конкурсе есть весьма сложные и коварные элементы – я имею в виду программу. Плюс прессинг. Играть дома, среди своих и для своих, всегда тяжелее – и это для наших конкурсантов определенная психологическая нагрузка. Поэтому не все решились приехать, но те, кто решился, - большие молодцы. Не все доехали – по разным обстоятельствам, это обычная практика, когда часть конкурсантов «слетает». Но в целом, считаю, что

Первый Всероссийский музыкальный конкурс состоялся.

- Музыканты говорят, что невероятно трудная программа в части русской музыки…

- Конкурс учрежден Правительством Российской Федерации и проводится на российские деньги – значит, должна звучать русская музыка. Я убежден, что русская музыка должна быть здесь в программе каждого тура.

Всероссийский музыкальный конкурс был учрежден Правительством РФ и Министерством культуры России в 2010 году для выявления и поддержки молодых талантливых музыкантов. Он наследует традиции прославленного Всесоюзного музыкального конкурса, лауреатами которого в свое время становились такие выдающиеся музыканты, как Эмиль Гилельс, Мстислав Ростропович, Евгений Мравинский и др. В состав жюри I Всероссийского музыкального конкурса традиционно входят выдающиеся музыканты современности. Лауреаты конкурса получают дипломы, денежные премии, а также возможность выступить на лучших концертных площадках страны.

Министерство культуры Калининградской области

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору