31 января (воскресенье) в 17.00Большой зал Вятской филармонии
Вятский симфонический оркестр им. В. А. Раевского.Абонемент «Шедевры и премьеры».Дирижер — лауреат международного конкурса композиторов — Прохор Протасов.Солисты — Анна Заборова (скрипка, г. Санкт-Петербург) и Алексей Бугаян (фортепиано, г. Москва).В программе прозвучат бессмертные сочинения Л. Бетховена и П. Чайковского, а также, под управлением автора, состоится
мировая премьера Концерта для скрипки и фортепиано композитора и дирижёра, лауреата всероссийского и международного конкурсов П. Протасова.
О премьере
Жанр концерта подразумевает соревнование, состязание солирующих инструментов с оркестром. В сплетении разных линий создаётся объективное целое, где важен каждый голос, где сумма их позволяет услышать музыку словно с разных сторон. Это было моей давней мечтой — создать сочинение, в котором я мог бы отразить целый мир. И вот появился Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром в трёх частях, посвящённый памяти моего великого учителя, Ю. Буцко.
Прохор ПротасовОб авторе
Прохор Протасов — молодой композитор, уроженец города Кирова. Получил образование в Московской консерватории, где среди его преподавателей были такие прославленные мастера, как Ю. М. Буцко, Р. С. Леденев, Б. И. Куликов. Автор камерных, вокальных, симфонических, хоровых сочинений, некоторые из которых исполнялись за рубежом. Лауреат международного конкурса композиторов «Роман Сладкопевец» в Санкт-Петербурге. Его музыку исполняли известные коллективы, среди которых оркестр «Новая Россия» Ю. Башмета, Синодальный хор и др. С 2015 года Прохор является дирижёром Вятского симфонического оркестра.
О концерте
Программу вечера открывает Симфония № 6 Фа мажор «Пасторальная» или «Воспоминание о сельской жизни» немецкого композитора-классика Людвига ван Бетховена. Премьера «Пасторальной» симфонии состоялась 22 декабря 1808 года в Вене, в концерте, где, кстати, впервые прозвучала и ныне широко известная Пятая симфония композитора.
Расширяя наше представление о Бетховене, как о художнике и человеке, «Пасторальная» симфония, несомненно, выделяется среди других произведений композитора. Содержания каждой из пяти частей этого сочинения определяют отдельные эпизоды деревенского быта, образы и различные состояния природы, созвучные душевным переживаниям человека. Известно, что создание симфонии приходится на самый сложный период в жизни композитора, который, прежде всего, связан с принятием неизлечимости недуга — глухоты и осознанным смирением перед жестоким испытанием судьбы. В этой драматической ситуации общение с природой, единение с ней становилось для Бетховена по-настоящему жизненно необходимым. Подобно некому спасению, по словам самого композитора, оно давало ему возможность вновь обрести душевный покой, равновесие и внутреннюю гармонию. В своём предисловии к «Пасторальной» симфонии композитор, подчёркивая психологический подтекст этого произведения, писал: «Целое является больше выражением чувств, чем изображением, оно будет распознано и без описаний».
Во втором отделении концерта прозвучит «Славянский марш» П. И. Чайковского. Его создание напрямую связано с ходом военных действий Сербии против Турции. Этот конфликт, начавшись в 1876 году, спустя год привёл к русско-турецкой войне, так как Россия, которая с самого начала событий на Балканах горячо поддерживала братский народ Сербии, боровшийся против османского ига, не смогла по политическим соображениям остаться в стороне. Ярким отражением сочувствующих Сербии настроений, доминирующих в русском обществе, как раз и стал «Славянский марш» П. И. Чайковского, написанный композитором по заказу Русского музыкального общества. Сам автор называл его «Сербо — русским маршем». В этом сочинении Чайковский использует три подлинные сербские темы, а также тему русского национального гимна «Боже, царя храни!»
Впервые «Славянский марш» прозвучал 5 ноября 1876 года в Москве под управлением Н. Г. Рубинштейна в симфоническом собрании Русского музыкального общества в пользу Славянского благотворительного фонда. Сочинение имело огромный успех и получило громкий резонанс в русском обществе.
Музыковед Елена Преснецова.