В Кисловодск съехались ведущие музыканты России и зарубежья

Добавлено 11 июля 2013 muzkarta

Зал имени Сафонова (Кисловодск), Северо-Кавказская филармония

Музыканты исполнят самые яркие произведения Сергея Рахманинова

Фото: Министерство культуры СК

В Госфилармонии Кисловодска стартовал XVIII Всероссийский фестиваль академической музыки имени В.И. Сафонова, посвященный 140-летию со дня рождения выдающегося русского композитора Сергея Рахманинова. Мероприятие собрало целую плеяду ведущих музыкантов России и зарубежья.

Кисловодск принимает на своих концертных площадках гостей из Грузии, Азербайджана, Испании, США. Среди них - давние друзья и единомышленники Госфилармонии на Кавминводах и совсем молодые дебютанты. Каждый из них внесет собственные интерпретации в "прочтение" Рахманинова.

Наследие композитора так велико, что его сочинения, не повторяясь, можно было бы играть в течение нескольких месяцев. Главная цель нынешнего фестиваля-посвящения - напомнить публике самые любимые, самые яркие страницы творчества Мастера.

В программу включены выдающиеся произведения Рахманинова, требующие от исполнителей большого профессионализма и глубокого понимания. Это фортепианные концерты, симфонические опусы, рапсодия на тему Паганини, опера, камерные произведения. Для одной только поэмы "Колокола" понадобился Большой симфонический оркестр и хор в составе из 60 человек, плюс три солиста.

Благодаря стараниям руководителя филармонического хора имени В.И. Сафонова Алины Мухамеджановой, а также солистам Елене Филимоновой (сопрано), Сергею Майданову (баритон), Ивану Максимейко (тенор) и обладателю Гран-при самого престижного дирижерского конкурса в мире - Международного конкурса имени Артуро Тосканини - Эйюбу Кулиеву, (Азербайджан), около 150 участников превратились на сцене в единый пульсирующий организм.

Артисты филармонического хора рассказали, что Мухамеджанова добивалась от них глубокого изучения поэмы, знакомила хор с историей ее создания, замыслом, биографией автора. Саму поэму "разбирали по косточкам". Это дало возможность понять композитора, сопереживать ему, вложить в свои голоса силу духа, спеть осмысленно, привнести что-то личное.

По мнению Алины Мухамеджановой, символом своей жизни Рахманинов избрал колокола (и не только один он из великих отечественных композиторов). Это не случайно. В России XIX века весь жизненный уклад был пропитан христианством. Радостно звучали колокольчики, когда рождались дети. Густо и протяжно звонил церковный колокол на золотой свадебный день. Тревожно бил набат, предвещая беду. И завершал земной путь мрачный похоронный звон. Заканчивается поэма необыкновенной божественной музыкой, как бы напоминающей, что смерть - это не конец, а начало новой жизни.

Вокальная поэма - это стихотворение Эдгара По в переводе Бальмонта. Первую часть ее исполняет тенор. Она о зимнем солнечном деньке, санном беге, озвученном бубенцами. Картина символизирует Россию. Здесь преобладают деревянно-духовые инструменты, треугольники, колокольчики, фортепиано, что передает ощущение безмятежности, восторга, радости.

В плане предсказаний "Колокола" перекликаются с "Симфоническими танцами", написанными Рахманиновым в период эмиграции за три года до смерти. В эмиграции мастер много страдал. Был неизлечимо болен, что и отобразилось на его творчестве. Сам себе он предсказал вечную блаженную жизнь после смерти. Он искренне верил в православный догмат о загробной жизни, о чем свидетельствуют сочиненные им духовные песнопения.

В "Симфонических танцах" - последнем оркестровом произведении выдающегося композитора - заложены элементы автобиографичности, говорят музыковеды. Первоначально он собирался дать частям программные названия: "День", "Сумерки", "Полночь", очевидно, имея в виду не время суток, а стадии человеческой жизни, причем не с начала ее, а с пика жизненных сил. Однако в окончательной редакции решил отказаться от каких бы то ни было программных объяснений.

"Симфонические танцы" на сцене Госфилармонии исполнит академический симфонический оркестр им. В.И. Сафонова под руководством дирижера лауреата всероссийского и международных конкурсов Станислава Кочановского (Санкт-Петербург). "Симфонические танцы" завершат фестиваль в конце июля, символизируя финал жизни великого композитора. А самым ярким событием музыкального форума станет постановка оперы "Алеко" - сцены из цыганской жизни по поэме Александра Сергеевича Пушкина "Цыганы".

Справка "РГ"

Фестиваль имени В.И. Сафонова - крупнейший летний музыкальный форум России, собирающий плеяду ведущих музыкантов нашей страны и зарубежья. В этом году фестиваль посвящен дате, которую отмечает все мировое музыкальное сообщество - 140-летию со дня рождения выдающегося русского композитора Сергея Рахманинова. Популярность Сафоновского фестиваля растет с каждым годом, вызывая неослабевающий интерес у жителей и гостей Кавказских Минеральных Вод. Об этом красноречиво говорят переполненные зрительные залы.


Текст: Светлана Емельянова
rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору