Концерт симфонического оркестра филармонии «Symphonica ARTica» под управлением заслуженного деятеля искусств РС(Я) Натальи Базалевой состоялся 15 октября в рамках V Международного Арктического музыкального фестиваля «Северное сияние» в Покровске.
Программа симфонического концерта в Покровске была посвящена теме Второй мировой войны, Великой Победе Советского Союза над фашистской Германией, победе человеческого духа над угнетающими силами судьбы. В программе были исполнены Третья (Пассакалья) и Четвёртая (Бурлеска) части Концерта № 1 для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича. Соло скрипки исполнила лауреат международных конкурсов
Сардаана Захарова. Перед началом исполнения дирижёр
Наталья Базалева обратилась ко всем слушателям — взрослым и детям, и рассказала об истории создания произведения и теме повествования в Первом скрипичном концерте Шостаковича.
Концерт № 1 был написан в 1947–1948 годах. Дмитрий Шостакович выразил в ней своё отношения к недавним событиям — отгремевшим раскатам Второй мировой, утратам не только своего народа, но всех тех, кого коснулись гонениях фашистов. Если в Первой части концерта Шостакович, задумывается о смысле жизни, прислушивается к голосу Совести, то остальные три части концерта, посвящены самой ужасающей странице в период существования фашистской Германии — холокосту. Будучи крупнейшим мастером пассакальи Шостакович трактовал её как драматически переломный эпизод сонатно-симфонического цикла. Пасскалья в Первом концерте подобна крику души. Эта музыка — страдание, скорбь по миллионам безвинно замученным жертвам холокоста.
Свою главную героиню в произведении — скрипку — Шостакович наделил отнюдь не лирическим и нежным, но мужественным характером. Сложнейшую скрипичную партию, требующую, наряду с высочайшей техникой исполнения, большого физического и эмоционального напряжения, Сардаана Захарова исполнила с необыкновенной внутренней драматичностью, чувством глубинным и сдержанным, не расплескав этого чувства, пропустив боль, скорбь, мысли, переживания композитора через себя, она передала энергию музыки слушателям.
Финал концерта начинается с каденции, наполненной чувством безысходности. Но постепенно жажда жизни и нежелание склониться под ударами судьбы побеждают. Бурлеска стремительна и имеет радостный характер, но это — радость сквозь слёзы.
Второе произведение, с которым оркестр филармонии познакомил слушателей — Симфония № 5 Петра Чайковского. Почти одиннадцать лет отделяют создание Четвёртой и Пятой симфоний. Чайковский за это время многое пережил — и личные утраты и творческий триумф, менялись его взгляды на жизнь, на религию. Но в основе обоих произведений — одна и та же проблема — «человек и судьба», которая, однако, решается композитором по-разному. Музыка Пятой симфонии более сдержана, направлена глубоко «вовнутрь». В ней чуткий слушатель может ощутить сложный путь преодоления, внутренней борьбы человека, через который он приходит к победе над самим собой, над тяготеющими над ним сомнениями и внутренними переживаниями. Финал Пятой симфонии впечатляет своей триумфальной силой, мощью, широтой размаха и музыкально-тематической цельностью.
ysia.ru