В концерте Symphonica ARTica в Покровске прозвучали произведения о силе человеческого духа

Добавлено 16 октября 2015 muzkarta

Филармония Якутии, Симфонический оркестр «Symphonica ARTica»

Концерт симфонического оркестра филармонии «Symphonica ARTica» под управлением заслуженного деятеля искусств РС(Я) Натальи Базалевой состоялся 15 октября в рамках V Международного Арктического музыкального фестиваля «Северное сияние» в Покровске.

Программа симфонического концерта в Покровске была посвящена теме Второй мировой войны, Великой Победе Советского Союза над фашистской Германией, победе человеческого духа над угнетающими силами судьбы. В программе были исполнены Третья (Пассакалья) и Четвёртая (Бурлеска) части Концерта № 1 для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича. Соло скрипки исполнила лауреат международных конкурсов Сардаана Захарова. Перед началом исполнения дирижёр Наталья Базалева обратилась ко всем слушателям — взрослым и детям, и рассказала об истории создания произведения и теме повествования в Первом скрипичном концерте Шостаковича.

Концерт № 1 был написан в 1947–1948 годах. Дмитрий Шостакович выразил в ней своё отношения к недавним событиям — отгремевшим раскатам Второй мировой, утратам не только своего народа, но всех тех, кого коснулись гонениях фашистов. Если в Первой части концерта Шостакович, задумывается о смысле жизни, прислушивается к голосу Совести, то остальные три части концерта, посвящены самой ужасающей странице в период существования фашистской Германии — холокосту. Будучи крупнейшим мастером пассакальи Шостакович трактовал её как драматически переломный эпизод сонатно-симфонического цикла. Пасскалья в Первом концерте подобна крику души. Эта музыка — страдание, скорбь по миллионам безвинно замученным жертвам холокоста.

Свою главную героиню в произведении — скрипку — Шостакович наделил отнюдь не лирическим и нежным, но мужественным характером. Сложнейшую скрипичную партию, требующую, наряду с высочайшей техникой исполнения, большого физического и эмоционального напряжения, Сардаана Захарова исполнила с необыкновенной внутренней драматичностью, чувством глубинным и сдержанным, не расплескав этого чувства, пропустив боль, скорбь, мысли, переживания композитора через себя, она передала энергию музыки слушателям.

Финал концерта начинается с каденции, наполненной чувством безысходности. Но постепенно жажда жизни и нежелание склониться под ударами судьбы побеждают. Бурлеска стремительна и имеет радостный характер, но это — радость сквозь слёзы.

Второе произведение, с которым оркестр филармонии познакомил слушателей — Симфония № 5 Петра Чайковского. Почти одиннадцать лет отделяют создание Четвёртой и Пятой симфоний. Чайковский за это время многое пережил — и личные утраты и творческий триумф, менялись его взгляды на жизнь, на религию. Но в основе обоих произведений — одна и та же проблема — «человек и судьба», которая, однако, решается композитором по-разному. Музыка Пятой симфонии более сдержана, направлена глубоко «вовнутрь». В ней чуткий слушатель может ощутить сложный путь преодоления, внутренней борьбы человека, через который он приходит к победе над самим собой, над тяготеющими над ним сомнениями и внутренними переживаниями. Финал Пятой симфонии впечатляет своей триумфальной силой, мощью, широтой размаха и музыкально-тематической цельностью.

ysia.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору