В концертном зале Шахтинского музыкального колледжа состоялся концерт, равных которому в нашем городе еще не было. Перед ценителями фортепианного исполнения выступил пианист с мировым именем Александр Яковлев.
Он один из самых востребованных пианистов в мире. В его активе более 550 концертов по всей Европе, Америке, Японии на сценах крупнейших мировых концертных залов, среди которых зал им. П. Чайковского в Москве, Большой зал Берлинской филармонии, консерватории имени Дж. Верди в Милане, VictoriaHall в Женеве, CarnegieHall в Нью-Йорке и другие. Александр является приглашённым профессором-артистом королевского театра Ла Корунья (Испания), а его блистательную игру транслировало на весь мир радио Ватикана.
Сегодня музыкант сотрудничает с такими крупными оркестрами, как Берлинский филармонический оркестр, оркестр романской Швейцарии, Токийский столичный симфонический оркестр, Римский камерный оркестр, Токийский камерный оркестр, симфонический оркестр фестиваля «Миланские музыкальные вечера», Румынский филармонический оркестр им. М. Жоры, Симфонический оркестр Цинциннати; играл под управлением таких дирижеров, как Кент Нагано, Равиль Мартынов, Семен Коган, Дмитрий Яблонский, Жан-Бернар Помье, Овиду Балан, Александр Поляничко, Андрей Аниханов, Конрад ван Альфен, и других.
Путь в триумфуВосхождение к Олимпу музыкальной славы началось в 1999 году, когда Александр в 18 летнем возрасте выиграл престижнейший международный конкурс пианистов имени Горовица в Киеве. За этим событием последовала ещё череда конкурсов, и в каждом из них пианист занимал призовые места. На сегодняшний день Александр лауреат 55 престижнейших конкурсов мирового уровня. Имя Александра уже стало синонимом виртуозности в профессиональном исполнительском кругу. Сам музыкант об этом говорит:
— Пианистический уровень сегодня во много раз выше, чем был, например, в 19 веке. Когда Брамс писал «Вариации на тему Паганини», он предполагал это сочинение как вершину пианистического мастерства. Однако сегодня это сочинение в репертуаре и у меня, и у многих других исполнителей.
В свою исполнительскую программу Александр Яковлев включил сочинения композиторов разных эпох и стилей, разных стран и жизненных убеждений: «Соната» Моцарта ре мажор, «Баллада» Федерика Шопена соль минор, «Август» и «Ноябрь» из «Времён года» Петра Чайковского и многие другие.
В начале концерта пианист так сказал о своём выборе программы: «Сегодня я буду играть ту музыку, которую очень люблю, которую хочу исполнить именно в этом зале, которая в полной мере выражает моё настроение и состояние сегодня».
Александр сам выступил в роли ведущего и своеобразного экскурсовода для зрителей в мир музыки. Умение раскрыть смысл сочинения, подметить его яркие особенности и в доступной, интересной и живой форме донести до слушателя — ещё один огромный дар, которым обладает этот исполнитель. Александр не просто рассказывал о тех произведениях, которые исполнял, но и приводил удивительные факты, связанные с сочинениями и композиторами, которые почерпнул из своих многочисленных путешествий. Благодаря такому своеобразному диалогу пианиста и зрителя, в зале сложилась особая творческая атмосфера.
Музыкальная болезнь
Александр начал заниматься музыкой в 6-летнем возрасте. Так сложилось, что проходя мимо музыкального магазина в Ростове, в витрине он увидел фортепиано. Инструмент на столько заворожил мальчика, что он потребовал, что бы его завели в магазин и даже дали поиграть на нём. Эти первые «произнесенные» совсем детскими пальцами звуки и определили его дальнейшую судьбу. Дома у ребенка поднялась температура, он фактически «заболел» музыкой, желанием заниматься на этом чудо-инструменте. В качестве лекарства маленький Александр попросил купить ему пианино. И фактически сразу родители отвели маленького Сашу в музыкальную школу, и с того самого момента музыка стала его призванием. С 10-летнего возраста его педагогом по фортепиано стал
Сергей Иванович Осипенко. Под его началом Александр блистательно закончил ростовский музыкальный колледж, консерваторию и аспирантуру в Ростове-на-Дону. Встречу с этим педагогом, пожалуй, можно назвать главной встречей всей жизни музыканта. Потому как найти своего учителя и наставника, которого ты понимаешь и которому доверяешь, который указывает тебе верное направление в твоём ремесле — это высочайшая награда.
Александр Яковлев после аспирантуры продолжил учебу за границей в зальцбургском Моцартеуме у Алексея Любимова и в Университете искусств Берлина у Паскаля Девуайона, а также брал уроки у выдающихся пианистов современности. Но о своих ростовских педагогах он говорит с особой интонацией тепла и благодарности в голосе.
Особое восхищение у зрителей в зале вызвало то, всю программу концерта пианист исполнял наизусть. Зная, какой напряженный концертный график у музыканта, можно только догадываться о том количестве произведений, которые ему приходится учить и исполнять. Как же ему удаётся держать всё в памяти?
— С одной стороны в этом проявляются годы тренировки, а с другой стороны у меня есть определенная методика занятий, когда задействованы и тренируются все виды памяти человека: зрительная, тактильная и слуховая, — поделился своим секретом Александр.
В манере игры Александра есть нечто понятное каждому слушателю, неуловимо искреннее, когда сидя в зале на его концерте слышишь не просто музыку, а живую речь, обращенную именно к тебе. Отличительной чертой фортепианного стиля этого пианиста является предельная аккуратность, точность и внимание к нотному тексту:
Главное качество для музыканта-исполнителя — это предельная честность и трудолюбие по отношению к той музыке и к тому композитору, чью музыку он исполняет. Напряженный концертный график, множество репетиций и переездов из города в город, из страны в страну совсем не оставляет свободного времени. Однако даже при такой насыщенной событиями жизни Александр успевает уделять время своим хобби и увлечениям:
— Я очень люблю путешествовать, и моё хобби связано с тем, что в каждом городе, где я бываю, я непременно должен узнать всё об этом месте, посетить все музеи и выставки, замки и крепости, — поделился своим увлечением Александр.
Удивительное стремление к постижению всего нового, постоянное расширение горизонтов, движение только вперёд, саморазвитие и самосовершенствование — вот те черты, которые говорят об Александре, как о необыкновенно яркой, интересной и многогранной личности. Он уже состоялся как выдающийся пианист современности, как талантливый педагог, востребованный не только в России, но и за её пределами.
Композиторство
Вскоре поклонники пианиста Яковлева узнают его с совершенно новой, неожиданной стороны. Известно, что музыкант какое-то время весьма успешно занимался композицией с ростовским композитором
Леонидом Клиничевым:— Я чувствую в себе желание и потребность сочинять музыку. Сейчас всё упирается в отсутствие свободного времени, но я очень надеюсь, что скоро смогу представить на суд зрителя целую концертную программу из своих сочинений.
Уже в концерте, который звучал в стенах Шахтинского музыкального колледжа, пианист исполнил «Картинки с выставки» М. Мусоргского в собственной обработке. Новое, красочное прочтение всем известного сочинения не оставило никого равнодушным в зале. Продолжительные овации и крики «Браво!», фото на память и многочисленные автографы после концерта — лучше любых слов говорят о том, что будет новая творческая встреча с этим ярким Музыкантом.
Мария Гринева, Елизавета Лялина.kvu.su