Сочинение композитора-авангардистки на религиозную тему прозвучит в Липецке только один раз.
Сегодня в Областном центре культуры и народного творчества состоялась премьера оратории композитора Софьи Губайдулиной «Пасха по Иоанну».
Этот концерт был организован Липецкой областной филармонией и является в некотором роде уникальным событием: по условиям договора с правообладателями произведения, оно может исполняться в нашем городе один-единственный раз.
- Мы ведем переговоры с издательским домом Сикорского по поводу того, чтобы нам позволили сыграть ораторию в Москве осенью в Доме музыки, - комментирует директор и художественный руководитель филармонии Наталья Мекаева.
Произведение «Пасха по Иоанну» интересно еще и постольку, поскольку необычна личность ее автора. Софию Губайдулину, татарку по национальности и уроженку Татарстана, называют одной из самых крупных и глубоких женщин-композиторов нашего времени. Внучка мусульманского муллы, сама она в данный момент – воцерковленная православная христианка.
Ее авангардистская творческая манера всегда высоко ценилась знатоками музыки, но в свое время навлекла неприятности. В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и Губайдулина попала в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» 7 отечественных композиторов.
Музыку Софии Губайдулиной слышал почти каждый из нас, даже не зная об этом: она написала музыкальные темы к 25 фильмам, среди которых «Вертикаль» с Владимиром Высоцким, «Чучело» Ролана Быкова, мультфильм «Маугли», и так далее.
Масштабное произведение на тему самого главного христианского праздника, символа чуда Господня, она написала, уже живя в Германии, по заказу. Однако, София Губайдуллина заранее оговорила с заказчиками, что оратория будет посвящена любимому ученику Христа Иоанну и будет содержать библейский текст на русском языке.
Оратория «Пасха по Иоанну» состоит из 12 частей: «Воскресное утро», «Мария Магдалина», «Первое явление воскресшего Христа ученикам», «Не поверю», «Всадник на белом коне», «Второе явление Христа ученикам», «Интермедия», «Я – хлеб живой», «Тьма проходит», «Третье явление Христа ученикам», «Суд», «И увидел я новое небо и новую землю».
Для исполнения этого произведения привлекли почти 150 артистов: солистов Липецкой филармонии, оркестр «Русская классика», Липецкий камерный хор, Тамбовский камерный хор и Липецкий симфонический оркестр. Ради того, чтобы произведение звучало как нужно, подключились музыканты из Москвы: понадобилось звучание еще 25 деревянных струнных инструментов, которых в Липецке недоставало. Репетиции начались в феврале и то, как много удалось сделать музыкантам за такой короткий промежуток времени, достойно удивления.
Это был вечер удивительной, необычной музыки, за который публика отблагодарила артистом заслуженными овациями.