В мастерской творца: Голос подарили звезды

Добавлено 30 января 2004 muzkarta

Олег Безинских (контртенор), Новосибирская филармония

Собеседник нашего корреспондента - певец, которого знают во всем мире. Но в интервью речь идет не только об искусстве, но и о том, что знает только Бог.

Выступление на прошедшем в Новосибирске седьмом международном Рождественском фестивале всемирно известного певца, обладателя уникального голоса Олега Безинских действительно было событием ярким и запоминающимся. Достаточно сказать, что контртеноров во всем мире можно, как говорят, по пальцам перечесть, а господин Безинских - пока первый и единственный выпускник-контртенор в истории Санкт-Петербургской консерватории. Любители классической музыки, собравшиеся на концерте, получили возможность услышать в исполнении мастера произведения, исполняемые крайне редко, во-первых, по причине невероятной сложности, а во-вторых, потому, что часть из них долгие годы считалась утерянной либо вообще оставалась не известной широкой публике.

- Премьер и сюрпризов я приготовил действительно очень много, - рассказывает Олег Безинских. - Например, молитва из оперы "Магомет II" Россини. Многие даже и понятия не имеют о том, что у Россини есть такая опера, поскольку ноты были найдены только в двадцатом веке, в Библиотеке Ватикана. В конце шестидесятых годов Монтсеррат Кабалье обращалась к этому произведению, но потом эти ноты опять были забыты, утеряны. И вот буквально около четырех лет назад они вновь обнаружились в Ватикане и были привезены в Россию специально для меня.

- Не так давно вы выпустили диск еврейской музыки, который также считается уникальным.

- Если быть точным, это произошло два года назад в Испании, и сделан он по заказу министерства культуры Испании. По сей день этот диск - единственный в мире, поскольку еврейские мелодии исполнены в диапазоне от баритона до сопрано. Совсем недавно в Америке я выпустил еще два сборника.

- Вы - человек в высшей степени популярный и востребованный не только в России, но и на Западе, что и понятно: ваш голос - большая редкость. А каким образом вы обнаружили в себе талант к пению? Откуда он?

- Странные вещи в моей жизни стали происходить, пожалуй, с самого момента рождения: я появился на свет не вполне обычным ребенком. Как правило, дети рождаются красненькими, а я был абсолютно белым, как снег. Поначалу врачи решили, что я вообще мертвый. Один из них сказал моей матери: "Мария, у вас какой-то странный ребенок, весь белый" А потом они стали бить меня, пока я не заплакал. Родился я в ноябре, 21-го числа, и как раз в эти дни шел звездопад. Так что очень может быть, что какая-нибудь маленькая звездочка залетела ко мне. Не знаю Но всегда считал и считаю, что весь талант - от Бога, от той Высшей Силы, которую мы не видим, но ощущаем. Рос я как и все нормальные дети. Единственно, что мама за меня всегда очень боялась, считала, что на мне лежит какая-то отметина, и потому одного меня особо никуда не пускали: всегда был строгий надзор. И вот, несмотря на то что жил я рядом с Волгой, плавать так и не научился. Когда же в двадцать с лишним лет поступил в консерваторию, преподаватели заговорили о необычности моего голоса. Для моих родителей это было новостью: такой голос казался им вполне обычным, поскольку именно так я пел всю свою жизнь.

- Но первое образование у вас режиссерское, а не музыкальное.

- Именно так: я профессиональный режиссер драмы. Но в один прекрасный день мой шеф из ленинградского Института культуры Кирилл Николаевич Черноземов представил меня человеку, который за руку отвел меня в консерваторию. Так получалось, что меня всегда кто-то вел, я никогда никуда не поступал совершенно самостоятельно. Мама сначала отказывалась верить, что я поступил в консерваторию.

- Таким образом, вы стали обучаться пению, будучи уже достаточно взрослым человеком.

- Да, к тому времени у меня за плечами уже был опыт семейной жизни и ребенок.

- А навыки режиссерской работы сейчас пригождаются?

- Разумеется. Например, вчера я сидел и писал сценарный план своего выступления. Некоторое время работал в качестве режиссера на студии телевидения. Кстати, я до сих пор занимаюсь озвучиванием Микки Мауса и некоторых фильмов, что в чистом виде актерская работа, ну и режиссерская тоже. Когда мне не нравятся какие-либо фразы у Микки Мауса, предлагаемые переводчиком, мы садимся и пишем перевод заново. Хочется, чтобы у наших детей после просмотра этих мультфильмов все же оседало в головах что-то доброе, светлое и разумное.

- Забавно, конечно, что именно вы озвучиваете знаменитого мышонка. А каково ваше личное отношение к этому персонажу?

- Поначалу он мне вообще не нравился, поскольку был этаким бесполым и бесхарактерным существом. А сейчас я стараюсь (причем иногда даже наперекор американцам, которые остаются недовольны) что-то переделывать, менять слова, чтобы появился хоть какой-то характер. Он же в конце концов должен быть мужчиной, у него ведь даже подруга имеется - Минни Маус! Бесполые существа - это вообще не для меня: мужчины должны быть мужчинами, а женщины всегда оставаться женщинами - и в двадцать, и в восемьдесят. В одной из статей обо мне было сказано, что я с таким голосом создаю очень и очень мужественный образ, и это было отрадно слышать.

- Однако на театральных афишах, во всяком случае в Новосибирске, вас представляют в образе "кастрата Фаринелли"

- Это совершенно не мой облик. Это, видимо, облик Новосибирской филармонии. Я, видите ли, вообще не занимаюсь афишами: у меня нет на это времени, все уходит на творчество. В данном случае людям, видимо, хотелось создать такой загадочный образ и напомнить о Фаринелли, поскольку часть произведений, которые я исполняю, действительно пел в свое время и Фаринелли.

- В начале нашего разговора вы упомянули о том, что в вашем репертуаре достаточно много вещей, крайне редко исполняемых. Каким образом вы формируете репертуар?

- Прежде всего никогда не загоняю себя в какие-либо жесткие рамки. На моих концертах можно услышать то, что не исполнял ни один контртенор - того же Родриго или неаполитанские песни. Новые произведения ищу постоянно, но, как правило, ноты приходят ко мне случайно. Ария Вивальди, например, была выпущена в Москве в 1975 году, но, поскольку тираж был крайне мал, а сама ария невероятно сложна технически, ее заложили на дальнюю полку консерваторской библиотеки, где она и пролежала долгие годы, и о ней никто не знал. И вот однажды совершенно случайно она попадается на глаза. Арию Россини я услышал в исполнении Монтсеррат Кабалье и просто загорелся идеей исполнить ее. Еще раз повторю, что есть какая-то Высшая Сила, которая помогает и ведет.

- А как складываются ваши отношения с современными композиторами? Пишут ли музыку специально для вашего голоса?

- Да, причем пишут и российские, и западные композиторы. Например, лично для меня Петр Абрамович Геккер написал молитву в кантате "Иерусалим" - под виолончель, очень красиво. Начинается она с низкого баритона и заканчивается нотой "ля" сопрановой второй октавы. На сегодняшний день в мире эту партию могу исполнить только я. И пользуюсь моментом. Анна Соловьева сейчас заканчивает мюзикл "Бесконечность", две арии из которого в моем исполнении уже записаны на диски. Петр Поспелов посвятил мне партию, которую я также записал на диск вместе с музыкантами Мариинского театра.

- Ходят упорные слухи о том, что сибирякам вряд ли удастся увидеть и услышать вас в ближайшем будущем, поскольку практически все время вы будете выступать на Западе, в частности в США.

- Тенденция такая: одно американское агентство, которое находится в Манхэттене, предложило мне свое "крыло", и уже есть приглашение на прослушивание в пару театров. Но это еще не означает, что я точно буду там работать: пока это лишь прослушивание. В Америке действительно бываю часто и подолгу.

- Есть соблазн уехать туда насовсем?

- Нет, жить там я не хочу. Эта страна для меня абсолютно чужда, она может привлекать только материально. Культура там поставлена на рельсы бизнеса и доступна лишь для узенькой прослойки общества. А интересы основной массы - компьютеры, автомобили и телевизоры. И сама атмосфера на концертах там значительно отличается от европейской и тем более российской. Это начинаешь ощущать сразу же после выхода на сцену. Хотя вроде бы так же хорошо принимают и кричат "Браво!". К сожалению, все мы сегодня зависим от "зелененьких бумажек" и большая удача, когда и деньги, и зрители находятся в одном месте.

- И еще один вопрос напоследок: была информация о том, что ваш голос обладает способностью каким-то образом воздействовать на людей, едва ли не исцелять. Так ли это в действительности?

- В Научно-исследовательском институте физиологии им. Ухтомского два года назад проводились такие исследования. Причем опять же все вышло случайно: ученые стали разрабатывать программу по изучению человеческого голоса, который, оказывается, зарождается еще в утробе матери. И когда они пригласили, я согласился поучаствовать: меня заставляли воспроизводить разные звуки, петь, кричать. Затем все полученные результаты обработали на компьютере, что-то там вычислили и сказали, что именно в мужском контртеноровом голосе есть некие частоты, влияющие на подсознание.

И этим воздействием при желании можно научиться управлять сознательно.

Парламентская газета№ 17 (1389)
30 января 2004 года
Беседовала Полина ДОБРОЛЮБОВА, соб. корр. Новосибирская область.
http://old.pnp.ru/archive/13893041.html

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору