Объявление программы Мальтийского фестиваля, являющегося одним из крупнейших в сегодняшней музыкальной Европе, прошло с участием посла Мальты в России Кармела Бринката, министра культуры Мальты Оуэна Бонничи, председателя управляющего совета Valletta 2018 Foundation Джейсона Микаллефа, главы Мальтийского Управления по Туризму Пол Буджея и президента Европейского Фонда поддержки культуры Константина Ишханова. В презентации программы фестиваля участвовали известные деятели культуры и музыканты. В 2018 году столица Мальтийской республики Валетта объявлена культурной столицей Европы, и ежегодный Мальтийский международный музыкальный фестиваль, который состоится с 15 апреля по 1 мая, станет одним из центральных событий всего музыкального года. К тому же в рамках фестиваля пройдет финал серии фортепианных конкурсов, в котором примут участие 70 пианистов из разных стран мира. Они будут бороться за беспрецедентную награду в 100 000 евро (общий призовой фонд фестиваля составит 200 000 евро). Впервые оркестром-резидентом фестиваля станет Государственный симфонический оркестр Армении, который возглавляет Сергей Смбатян. Специально для «Российской газеты» он рассказал об армянском оркестре и тонкостях дирижерского ремесла.
Фото: Предоставлено пресс-службой Государственного симфонического оркестра Армении
С кем из музыкантов будет играть ваш оркестр на фестивале?
Сергей Смбатян: Это Максим Венгеров, Сальваторе Аккардо, Николай Луганский, Рэй Чен. Ожидается приезд пианиста-легенды Григория Соколова и многих других великих музыкантов. Приглашая такого уровня музыкантов на Мальту, организаторы одновременно отдают дань уважения традициям мальтийской музыки: после выступления здесь у артистов остаются в репертуаре сочинения мальтийских композиторов. Наш оркестр совместно с Филармоническим оркестром Мальты исполнит мировую премьеру сочинения «Образы великой осады» мальтийского композитора — резидента фестиваля Алексея Шора, которая будет транслироваться на весь мир каналом Medici.
Какая история вашего сотрудничества с оркестром Армении? В 13 лет вы стали лауреатом скрипичных конкурсов в Японии, Румынии и Италии. Но оставили успешную карьеру солиста?
Сергей Смбатян: Мне посчастливилось стать дирижером и возглавить Молодежный оркестр Армении. Учась в Ереванской консерватории, мы с сокурсниками решили организовать свой оркестр. Именно тогда, в 17 лет, у меня возникло огромное желание познать новую профессию. Нам поверили — поддержали на уровне правительства и президента. Но жизнь не стоит на месте: теперь, повзрослев, коллектив называется Государственный симфонический оркестр Армении.
Пять лет назад вы основали Международный фестиваль имени Арама Хачатуряна в Ереване. Сенсацией было выступление в его программе Джона Малковича.
Сергей Смбатян: Наше общение началось во время мирового турне по странам Азии в 2015 году. Концерт для фортепиано с оркестром Альфреда Шнитке звучал во взаимодействии с пьесой аргентинского автора Эрнесто Сабато «О героях и могилах». Джон, со своей харизмой, буквально переносил всех в иное измерение. А на нашем фестивале Малкович сделал незабываемый подарок армянскому народу: в его исполнении прозвучали тексты Григора Нарекаци. И многомиллионная аудитория в онлайн пространстве, которая следит за передвижениями артиста, открыла для себя Армению, наш фестиваль и музыку Хачатуряна. Многие европейские фестивали пригласили Джона после нас.
Какие проблемы являются сегодня дискуссионными в профессиональной среде дирижеров?
Сергей Смбатян: Проблем много, и для каждого из нас они разные. Для меня на сегодняшний день наиважнейшая проблема — отсутствие новых идей и кардинально новых направлений в искусстве, какие возникали, например, в музыке 30−50-х годов XX века. В Европе интерес к классической музыке несомненно падает; все пущено на самотек и зависит от рыночных отношений, чего не скажешь о странах Азии, где за этим строго следят на самом высоком государственном уровне. Очень беспокоит и то, что сегодня в нашей среде мало педагогов. Нужны хорошие учителя, передающие свои знания новым поколениям для прогресса в развитии исполнительской школы.
Сейчас популярны мастер-классы, а вы совершенствовали свое образование на самом высочайшем уровне — Гергиев, Мути, Дэвис…
Сергей Смбатян: Встречи с «богами» могут придать лоск твоему исполнению, изменить «мировоображение» и мировосприятие. Советы мастеров — новая ступень в постижении профессии, но технические знания идут именно от педагогов.
Существует ли для вас музыка, которую вы не воспринимаете как дирижер?
Сергей Смбатян: Понятие «музыка» сейчас применима ко всему, что звучит. Но для меня — прежде всего, это сочинения композиторов-классиков и еще, может быть, джаз. Не считаю музыкой то, что принято называть попсой, а также что-то «звучащее», зачастую, даже приятное, какие-нибудь новомодные электронные соотношения. Есть авторы, создающие слишком «темную музыку». Такую — тоже не слушаю; от нее во мне в лучшую сторону ничего не меняется. Вообще, работа дирижера исключительна; смысл ее состоит в том, как ты «читаешь» партитуру, как видишь, слышишь, как анализируешь ее. Это очень тонкая грань — прочесть то, что написано композитором, а главное, — быть бесповоротно уверенным в своем высказывании. А еще вести за собой много людей и, тем более, музыкантов, а музыканты, как вы знаете, народ нелегкий… (смеется)
Справка «РГ»
VI Мальтийский Международный музыкальный фестиваль («Malta International Music Festival» — MIMF) проводится Европейским Фондом поддержки культуры совместно с Мальтийским Филармоническим оркестром.
В рамках Фестиваля выступят скрипач и дирижер Сальваторе Аккардо, пианист Григорий Соколов, скрипач и дирижер Максим Венгеров, пианист Николай Луганский, скрипач Рэй Чен, виолончелист Нарек Ахназарян, кларнетист Андреас Оттензамер, пианист Денис Кожухин и другие. Выдающийся грузинский композитор Гия Канчели примет участие в концерте, посвященном его творчеству. 115-я годовщина со Дня рождения армянского классика Арама Хачатуряна будет отмечена концертом с участием народной артистки Казахстана Айман Мусаходжаевой.
Концерты Фестиваля пройдут в лучших исторических залах Мальты: в Средиземноморском Конференц-центре (Валлетта), в Роберт Самут Холле (Флориана), а также в сердце столицы Мальты.
Источник:
rg.ru