Фото: Ирина Бужор
В концертном зале «Зарядье» открылся X фестиваль Vivacello, посвященный виолончельному искусству. В программах — симфоническая и камерная музыка, российские и зарубежные музыканты, звезды и начинающие виолончелисты, популярные партитуры и премьеры. Без мировой новинки не обошлась и программа открытия: с участием Бориса Андрианова, оркестра «Новая Россия» и дирижера Филиппа Чижевского прозвучала специально сочиненная для Vivacello вещь «T-S-D» Гии Канчели. Премьеру слушала Юлия Бедерова.
В этот раз проект, десять лет назад придуманный виолончелистом Борисом Андриановым и поддержанный Московской филармонией, к проведению которого вскоре подключился фонд «U-Art — ты и искусство», распространился на две центральные московские площадки — Зал Чайковского и «Зарядье», а также на Мультимедиа Арт Музей, Санкт-Петербург и Тбилиси. Таким охватом Vivacello начал напоминать другие крупные российские проекты — от Creschendo до Транссибирского арт-фестиваля. Но не только охватом: еще премьерами, играющими на сцене детьми, любовью к гала-форматам и неакадемическим жанрам, мастер-классами и заметной популистской интонацией отдельных программ, без которых не соберешь большие залы, хотя у Vivacello есть своя преданная аудитория.
В таких несколько кокетливых красках была прорисована программа открытия. Начавшись с кадров презентации на экране о десятилетней истории проекта, концерт неспешно и торжественно двигался к кульминации — выступлению фестивального оркестра виолончелей под управлением Давида Герингаса. А это почти 100 человек и 100 инструментов, разделенных на 12 пультов (по образцу 12 партий «Гимна» Юлиуса Кленгеля для берлинских филармоников), и самая известная музыка в их исполнении — миниатюры от Перголези и Генделя до Равеля и Гленна Миллера — звучали так пылко и гибко, как только можно себе представить. И хотя иногда ощущение веселого художественного аттракциона превалировало, в другие моменты удивительные качества звучания стоголового виолончельного организма, бравирующего музыкальной мимикой и нюансами, предлагали о нем забыть.
Первое отделение было выстроено конвенциональнее и открылось развернуто элегантной оркестровой живописью грузинского композитора Бидзины Квернадзе, а продолжилось российской премьерой виолончельного концерта итальянки Сильвии Коласанти для Давида Герингаса — вещью плотной и мастерской. Как рассказал ведущий концерта Артем Варгафтик, концерт «требовал продолжения и его дождался, и не раз»: он превратился в цикл, и теперь у него есть еще две части, которых мы, впрочем, не слышали (в любом случае это задел на будущее). Но представленное в этот раз в Москве по форме и исполнению выглядело совершенно цельным, даже приятно безапелляционным.
Совсем иначе звучал Канчели в концерте «T-S-D» для Бориса Андрианова с двойным посвящением — фестивалю Vivacello и Мстиславу Ростроповичу. Не сказать что 83-летний композитор разбрасывается премьерами, и «T-S-D» ожидаемо стал фестивальной сенсацией. Произведение, в названии которого зашифрованы названия трех гармонических функций (тоника, субдоминанта, доминанта), хоть и написано в исповедуемых Канчели традициях «новой простоты», представляет собой вовсе не три аккорда, а многослойное, многоплановое и даже как будто многовременное пространство. Канчели здесь кажется предсказуемым (он верен своей обычной интимной, личной интонации и даже конкретным мелодическим и гармоническим образам), но одновременно в чем-то совершенно неузнаваем. Обычно сглаженное стройностью и плавностью течения «воспоминательное» устройство его музыки здесь становится как будто оголенным, ершистым, разъятым в разреженном пространстве мысли. И оттого особенно незащищенным — ни персональным голосом солирующей виолончели (он почти что призрачный), ни окутывающей его партией оркестра (она такая же), так что призрачность как принцип здесь важнее, чем традиционная концертность. И вся музыка, как это нечасто бывает у Канчели, говорит не о прошлом, а о будущем.
В свою очередь, будущие программы Vivacello — это репризы прошлых лет, но не буквальные повторы. В расписании снова Тройной концерт Бетховена (Алексей Володин, Юлиан Рахлин, Эдгар Моро), немецкий виолончелист и композитор Штефан Браун в семейном дуэте с певицей и виолончелисткой Анне-Кристин Шварц (дуэт-лауреат премии Jazz & Blues Award), баховская программа по мотивам концерта 2010 года (виолончельные сюиты Баха и обработки Николая и Леонида Винкевичей). А также, что отдельно важно, камерная музыка, какую редко встретишь на больших сценах, с участием Кристофа Барати, Бориса Бровцына, Максима Рысанова, Филиппа Копачевского и других. И напоследок — «Дон Кихот» Рихарда Штрауса, как нельзя более уместный в донкихотствующей фестивальной концепции.
Источник:
www.kommersant.ru