Ну вот и завершается чрезвычайно насыщенный музыкальный сезон в нашей филармонии. Последним из великих в Мурманск приехал камерный оркестр «Виртуозы Москвы», созданный без году 40 лет назад скрипачом Владимиром Спиваковым.С некоторых пор «Виртуозы» отдельные программы исполняют без дирижера. Надо понимать, те программы, где могут играть буквально с закрытыми глазами. Именно такую программу столичные мастера и привезли за полярный круг — Петр Чайковский и Антонио Вивальди, «Времена года», между которыми лежит без малого столетие.
И если вивальдиевские «Времена года» прозвучали в изначальной трактовке для камерного оркестра, то «Времена года» русского классика стали переложением знаменитого фортепианного цикла из 12 пьес по числу месяцев в году. Ну кто же не помнит с детства самые популярные из них — «Июнь. Баркаролла» и «Ноябрь. На тройке»?
Любопытно, что клавишное звучание цикла переработал под камерный состав, где главенствуют струнные, скрипач «Виртуозов» и, к слову, преподаватель по классу скрипки Московской консерватории Алексей Стрельников.
Согласитесь, такое вкусное музыкальное меню — это не просто классика, а концентрированная классика. Исполнение тоже традиционное для этого коллектива — великолепное. Взамен восторженных эпитетов достаточно ограничиться бухгалтерской констатацией факта: все билеты на концерт были проданы. Аншлаг — он и в Арктике аншлаг. Мало того, любимым мурманчанами столичным виртуозам пришлось бисировать трижды!
А сколько же всего аншлагов было зафиксировано в сезоне 2017−18 в Мурманской филармонии? С этим вопросом обратимся к директору филармонии Виктории Чачиной.
— Что ж, давайте пройдемся по нашей афише. Итак, большой концертный зал… 28 октября, балет для детей «Пиноккио» в исполнении ансамбля «Московский балет». Аншлаг. 12 ноября, музыковед Артем Варгафтик и органист Тарас Багинец, программа «Бах и Моршан. История несостоявшейся дуэли». Аншлаг. 8 декабря, Российский национальный оркестр с пианистом Михаилом Плетневым, он даже собственный рояль привез. Аншлаг, разумеется… — комментирует Виктория Владиславовна.
Приятно вспоминать блистательные программы и знаковые имена! Табличка «Все билеты проданы» вывешивалась в кассах филармонии все чаще, особенно в канун Нового, 2018 года, когда забурлил традиционный фестиваль «Рождественские встречи».
10 декабря, Олеся Кравченко (орган) и Сергей Говоров (саксофон), уникальное сочетание инструментов. Аншлаг. 16 декабря, Московский театр фламенко, танцевальный спектакль «Откровение». Аншлаг. 17 декабря, Лука Гаделия (орган), Кристина Эшба (сопрано) и Владимир Магомедов (контртенор). Аншлаг. 23 декабря, Мурманский филармонический оркестр с дирижером Эдуардом Дядюрой, «Сказки Венского леса». Аншлаг. Ну и, наконец, 29 декабря, концерт «Рождества волшебные мгновенья» мурманского камерного хора «Amadeus» с бессменным с 1970 года и легендарным в поколениях студентов нашего колледжа искусств дирижером Валерием Ивановым. Аншлаг без разговоров!
А тут, как говаривал Булат Окуджава, «и январь накатил-налетел бешеный, как электричка». 7 января, оба органно-литературных спектакля «Алиса в стране чудес» в 12 и 15 часов аншлаговые, блеснула московский мастер песочной анимации Лилия Чистина, дети от трех лет до седых волос неистовствовали в зале.
Любопытное сочетание и совпадение в январе звезд, и музыкальных в том числе. Практически все концерты первого новогоднего месяца аншлаговые. 14 января, «Концерт для саксофона с органом» москвичей Сергея Колесова и Гарри Еприкяна. 21 января, программа «Зимние фантазии» Мурманского филармонического оркестра с питерским дирижером Андреем Медведевым. 25 января, 80-й день рождения Владимира Высоцкого, пронзительный концерт «Мне выбора, по счастью, не дано» мурманских бардов. 27 января, поэтический моноспектакль «Над балаганом небо» Константина Райкина. Ну и финальный январский аккорд — 28 января, вокальная программа питерского квинтета «A cappella Band» под интригующим названием «О чем поют мужчины», вызвавшая ажиотаж у прекрасной половины Мурманска.
В феврале народ валом повалил на выступления с явным франко-итальянским акцентом. Во-первых, яблоку негде было упасть на концерте итальянского джазового саксофониста Эмануэле Чизи с московским инструментальным трио Наталии Скворцовой. Во-вторых, шквал интереса вызвал итальянский органист Алессандро Бьянки с программой «От Баха к современности». И, наконец, редкий по составу чисто женский дуэт саксофонистки Ольги Поповой и органистки Юлии Гладковой увез подрастающее поколение мурманчан в музыкальный Париж.
Об очередном триумфе на сцене питерского «Терем-квартета», хорошо знакомого мурманчанам, и говорить не приходится. Билеты на их концерт разошлись задолго до дня выступления, 25 февраля, тем более что знаменитые «народники» приготовили мурманчанам изюминку в лице органистки Елизаветы Панченко.
Вообще-то, следует подчеркнуть, что в этом сезоне наш новый мурманский орган в филармонии шел на ура. В марте аншлагом начался и овацией завершился концерт немецкого органиста Мартина Вельцеля, затем по тому же алгоритму — аншлаг, овация, цветы — прошел и концерт с говорящим названием «Под музыку Вивальди и Мориа» российских органистки Марии Блажевич и баритона Евгения Штейнмиллера. Собрала полный под завязку зал и японская пианистка Кейко Мацуи.
Но истинно мужской подарок преподнес на 8 Марта джазовый пианист Сергей Жилин, привезший еще троих коллег по клавишам. Квартет пианистов, одновременно играющих на двух роялях в восемь рук! Это нечто.
Главным музыкальным событием апреля стал приезд 29 числа симфонического оркестра Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым. Люди в проходах стояли! Незабываемый концерт.
Но безоговорочный успех нашего мурманского ансамбля «Легкие люди» в составе певицы и гитаристки Екатерины Ефремовой, скрипача Евгения Попова, пианиста Петра Макарова и виолончелистки Екатерины Охраминской с первоапрельской программой «Вредные советы» стал сюрпризом. К слову, 20 мая в этом же составе музыканты дают в филармонии концерт с символическим названием «Да здравствует сюрприз», и нельзя исключать, что вновь зал будет битком, как и положено на концерте, завершающем сезон.
Директор филармонии упомянула о высокой планке, которую поднял наш очаг культуры в уходящем сезоне. Если Мурманск называют воротами в Арктику, то его филармония — это, право слово, своеобразная музыкальная калитка в этих арктических воротах.
www.mvestnik.ru/culture…lag/