В Новосибирске завершился арт-фестиваль Вадима Репина

Добавлено 11 апреля 2018 волонтер

Концертный зал Мариинского театра, Новосибирская филармония, Камерный оркестр Новосибирской филармонии, ГКЗ им. Арнольда Каца, Андрей Коробейников (фортепиано), Вероника Джиоева (сопрано), Алексей Володин (фортепиано), Александр Бузлов (виолончель), Вадим Репин (скрипка)

Пятый марафон Арт-фестиваля Вадима Репина собрал в столице Сибири выдающихся музыкантов, дирижеров и композиторов, педагогов и музыкальных критиков, журналистов и любителей музыкального искусства. София Губайдулина, Томас Квастхофф, Томас Зандерлинг, Илья Король, Гидон Кремер, Андрей Коробейников, Андрес Мустонен — пул гостей финальных концертов фестиваля можно сравнить с парадом планет, центром же художественной гравитации остается худрук фестиваля, выдающийся скрипач Вадим Репин.

Фото: www.tran…com

Дни фестиваля совпали с трагическими событиями в Кемерово, которые потрясли всю страну. Фестиваль не мог остаться в стороне: накануне объявленного в России 28 марта Дня траура организаторы приняли решение отменить джазовую программу с участием легендарного баса-баритона, обладателя трех «Грэмми» Томаса Квастхоффа (приезд которого в Новосибирск — явление почти столь же невероятное, как и визит Софии Губайдулиной) и провести благотворительный концерт Памяти жертв погибших при пожаре в Кемерово. Как сказал в тот день Вадим Репин:

— Мы приняли верное решение. Программа сегодня не будет развлекательной. В ней прозвучат шедевры классической музыки, в которых запечатлелась боль их создателей по поводу смерти дорогих людей, сочинения, в которых звучит мудрость гениев в их размышлениях о жизни и смерти. На мой взгляд, исполнение этой музыки — лучшее из того, что мы можем сделать, чтобы почтить память всех погибших. И лучшее, что мы можем сделать, это побыть всем вместе и попытаться как-то пережить это горе.

В этот вечер в концертном зале имени А. Каца в исполнении звезд мировой сцены и новосибирских музыкантов прозвучали первая часть Трио памяти великого художника и «Осенняя песнь» П. И. Чайковского, Recordare из Реквиема Моцарта, часть соль-минорной скрипичной сонаты Баха, Ave Maria Дж. Каччини, медленная часть фортепианного квинтета Р. Шумана.

Почтить память погибших на сцену вышли скрипач Вадим Репин, пианист Алексей Володин, отыгравший накануне в Новосибирске свой абонементный концерт, сопрано Вероника Джиоева, занятая в постановке Новосибирского оперного театра, виолончелист Александр Бузлов, концертмейстер Симфонического оркестра Баварского радио и приглашенный солист фестиваля Антон Бараховский, альтист Новосибирского оркестра Илья Тарасенко, а также юные участники образовательных программ Транссибирского фестиваля — студент музыкального колледжа при Новосибирской консерватории Роман Борисов и учащиеся Новосибирской центральной музыкальной школы Ева Медведко и Альбина Хайбуллина.

В концерте приняли участии и зарубежные солисты, приехавшие в город для запланированного двумя днями позднее исполнения «Высокой Мессы» И. С. Баха. Сам Томас Квастхофф исполнил четыре джазовые баллады, чем смягчил академический градус концерта. Среди них — лирический кавер знаменитой песни «Imagine» Джона Леннона и «We'll be together again» Франка Синатры; в последней каждый солист джазового квартета (Франк Шастенье — фортепиано, Дитер Ильг — контрабас, Вольфганг Хафнер — ударные) элегантно продемонстрировал свое мастерство импровизации.

Это был вечер откровения: теплый проникновенный тембр голоса Квастхоффа, неспешное повествование джазовых баллад, самозабвенное погружение артистов в лирику давно знакомых мелодий, их искреннее сочувствие дарили умиротворение и — пусть на мгновения — утешали боль утраты, исцеляя душу.

Томас Квастхофф, бас-баритон (Германия):

— Мы узнали о катастрофе во время концерта в Петербурге, и стало ясно, что приехать в Новосибирск с предыдущей программой невозможно. Но во времена сегодняшнего дипломатического безумия мне, как гражданину Германии, было важно показать нашу солидарность. Музыка, дети, хорошее воспитание и, конечно, культура — это намного важнее политических игр. Этим концертом мы хотим добавить еще немного мира в мир. Я знаю Вадима Репина лет двадцать. Нечасто бывает, что люди становятся настоящими звездами, великолепными музыкантами, и при этом остаются хорошими людьми. Вадим — именно такой. Если все удастся сорганизовать, мы еще вернемся в Новосибирск и представим полноценную программу.

Вернулся в Новосибирск в этом году и дирижер Илья Король, уже полюбившийся новосибирской публике по предыдущему сезону Фестиваля. Признанный специалист по старинной музыке, он привез с собой международную команду солистов из Австрии, Германии, Великобритании, Польши и Японии для исполнения Мессы си-минор И. С. Баха — произведения, считающегося венцом творчества великого композитора, написанное в конце его жизненного пути. Тема жизни и смерти, искупления, времени и вечности, звучащие в музыке Баха, резонировали с настроением этих дней и органично вошли в музыкальный поток фестиваля.

Монументальное барочное полотно Высокой Мессы в аутентичной манере исполнили Филармонический камерный оркестр и Новосибирская хоровая капелла (солисты — сопрано Мари-Софи Поллак (Германия), меццо-сопрано Катриона Морисон (Великобритания), тенор Ян Петрыка (Польша), бас Ясуши Хирано (Япония), партия органа Джереми Джозеф (ЮАР), духовые инструменты — музыканты из Австрии Херман Эбнер (валторна), Себастиан Фрэзе и Йозеф Беднарик (гобой)). Точно выстроенный оркестровый баланс, нюансную агогику, тонкость перекличек мотивов в партиях солистов, хора и оркестра, деликатность скрипичных и флейтовых соло, камерность органного сопровождения, прозрачность консонансов в тембрах барочной фактуры оконтурил заботливым и пластичным дирижерским жестом Король.

Илья Король, дирижер:

— Работать здесь, в Новосибирске, с фестивалем, Вадимом Репиным, с этой командой, оркестром и хором — это радость для нас всех. Мои солисты приехали сюда уже во второй раз по собственному горячему желанию. Мы ездим много, но здесь — особенная атмосфера, на фоне вообще всего музыкального мира. Такая концентрация потрясающих людей! Я влюблен в это место.

Действительно, Новосибирск подарил миру много выдающихся музыкантов, и появление в афише фестиваля нового проекта «Сделано в Сибири» было ожидаемо. Концерт с участием музыкантов, судьба которых связана с регионом, открыл сам Вадим Репин, уроженец Новосибирска, в ансамбле со знаменитым виолончелистом Александром Бузловым и юным пианистом Романом Борисовым. Полное юношеского задора, их исполнение Первого трио Дмитрия Шостаковича (раннего опуса композитора, посвященного его первой любви), с одной стороны, напомнило о теплой традиции фестиваля — совместном музицировании мэтров мировой сцены и участников образовательных мастер-курсов и мастер-классов фестиваля, с другой — оттенило благородство исполнительского жеста Александра Бузлова, созвучное артистическому аристократизму Вадима Репина.

Весь оставшийся вечер на сцене выступал Новосибирский симфонический оркестр и его художественный руководитель и главный дирижер Томас Зандерлинг (представитель династии немецких дирижеров, родившийся в Новосибирске во время эвакуации в город Симфонического оркестра Ленинградской филармонии, которым руководил его отец). В Сюите из балета «Ромео и Джульетта» в редакции Арнольда Каца оркестр показал всю мощь своего динамического потенциала, а в аккомпанементах Вариациям на тему Рококо Чайковского (солист — Александр Бузлов) и Пятого скрипичного концерта Моцарта (солист — Антон Бараховский) — чуткость оркестрового сопровождения.

Главной же интригой вечера оставалась мировая премьера Концерта для скрипки с оркестром представителя новосибирской композиторской школы Андрея Молчанова, победившего в объявленном Транссибирским арт-фестивалем композиторском конкурсе. Пестрая оркестровка, с выраженной партией ритм-секции в составе симфонического оркестра, контрасты тембров и крайних звучностей, густые ударные и нежные мелодические повороты в партии скрипки создавали эффект кинематографической увлекательности.

Успех премьеры, как известно, во многом находится в руках исполнителя: скрипач Антон Бараховский убедительно исполнил виртуозную, насыщенную флажолетами, пиццикато и волнообразными пассажами партию партитуры Андрея Молчанова, вдохновленного, вероятно, скрипичным концертом Арама Хачатуряна и музыкальной эстетикой Дмитрия Шостаковича.

Главную и самую ожидаемую премьеру Пятого транссибирского сезона организаторы приберегли для концерта-закрытия, знаменательного еще и приездом в столицу Сибири автора премьерного сочинения — композитора Софии Губайдулиной. Один из корифеев музыкального авангарда, София Асгатовна признается, что не любит это слово: авангард, в ее представлении, связан с идей толпы, она же — провозвестник свободной личности в открытом диалоге с миром. В период расцвета советского авангарда 1960−70 годов ее музыка была под неофициальным табу: ее сочинения, иногда без предупреждения, снимали с концертов, композитор писала «в стол», и лишь сфера музыки для кино давала возможность для заработка и звучания созданного.

Несмотря на то, что последние 25 лет Губайдулина живет в уединении в небольшом пригороде Гамбурга, как композитор она высоко востребована и не всегда успевает выполнять заказы новых произведений. Новосибирск стал исключением — на премьеру Концерта для скрипки с оркестром «Диалог: Я и Ты», написанного по заказу Транссибирского арт-фестиваля, София Губайдулина приехала лично, предварив визит собственноручно написанным обращением к слушателям. Датированное 18 марта 2018 года, оно содержит основные идеи ее сочинения, вдохновленного книгой Мартина Бубера «Я и Ты».

Из обращения Софии Губайдулиной:

«Он [М.Бубер] пишет: „Человек, это существо, которое сознает свое место во вселенной. Это — существо, дерзнувшее приступить к миру и его познать. Но важнее всего то, что ему известно отношение между ним и этим миром. В каждом акте наших отношений с природой, с людьми, с духовными сущностями мы видим кромку вечного Ты, улавливаем его веяние“.<…> Счастливым образом все эти мои волнения совпали с инициативой двух великих музыкантов нашего времени, Вадима Репина и Андреса Мустонена — создать совместно вещь для скрипки и оркестра. Эта инициатива попала в самую горячую точку всех размышлений о диалогической антропологии Мартина Бубера. Создать диалог. Диалог между „Я“ солиста и „Я“ дирижера оркестра».

Торжественный премьерный вечер открылся серией официальных приветствий и слов благодарности представителей администрации Новосибирска и художественного руководителя фестиваля Вадима Репина. Следом прозвучало сочинение Софии Губайдулиной «Всадник на белом коне» для большого симфонического концерта и органа (2002) — музыка фантастической экспрессии и глубокого сакрального содержания.

Композитор-философ, убежденный, что «искусство создано и живет, чтобы соединиться с небом», а сам акт творения, оставаясь светским, глубоко религиозен, София Губайдулина будто приподнимает завесу над тишиной и яркой, присущей только ей звукописью, рисует параллельные миры, бесстрашно экспериментируя с инструментальными тембрами, исследуя возможности оркестрового звучания в акустическом пространстве.

Ее музыка чрезвычайно сильна по воздействию: она захватывает внимание слушателя и убежденно ведет его своим уникальным путем. Именно таким оказался ее новый скрипичный концерт, с двойным посвящением главным участникам «Диалога»: дирижеру Андресу Мустонену, весь вечер стоявшему за пультом Новосибирского симфонического оркестра, и первому исполнителю сольной партии скрипки Вадиму Репину.

За спонтанной пронзительностью сольных интонаций чувствовалась монументальная концентрация и собранность скрипача, как и часы интенсивных репетиций в присутствии автора (за тем, как София Асгатовна делилась своими соображениями с Вадимом Репиным и Андресом Мустоненом, завороженно следили оркестранты и журналисты: в воздухе витало ощущение исключительной важности происходящего — рождение первого исполнения в сотворчестве личностей мирового масштаба).

«Музыка это такой вид искусства, где чисто абстрактные сущности начинают испытывать свою собственную жизненную драму», — считает Губайдулина. «Диалог» — музыка инфернальной красочности, ее финал похож на удаляющуюся вечность: последняя высокая нота, долгим затихающим флажолетом, словно прощаясь, растворяется в первых звуках тишины — вновь открытой и заново обретенной. Эти мгновения буквально выгравировались в памяти. Зал благодарил артистов долгими и эмоциональными овациями.

Как сказал Вадим Репин:"Сегодня свершилось нечто феноменально важное, не просто премьера. У нас было много дискуссий с Андресом Мустоненом, у него было фантастическое отношение к этому проекту, и я его благодарю".

Новосибирская часть Арт-фестиваля завершена: за 24 дня музыкального Транссиба — а это концерты в Новосибирске и городах области, выставки, мастер-классы, Академия арт-журналистики, творческие встречи — посетило около 19 тысяч человек, а благодаря организованным в этом году онлайн-трансляциям концертов, к ним присоединились еще 14 тысяч слушателей со всего мира.

Жителей Новосибирска ожидает еще один специальный транссибирский проект: 12 и 13 апреля на сцене Новосибирского академического театра НОВАТ будет представлен спектакль Большого театра «Дама с камелиями» в хореографии Джона Ноймайера со Светланой Захаровой в главной роли (Ольгой Смирновой — во втором составе), а дальнейший маршрут музыкального Транссиба пройдет через Красноярск, Санкт-Петербург и Самару.

София Губайдулина, композитор:

— Транссибирский Арт-Фестиваль — это очень важная культурная инициатива, он показывает грандиозные результаты, хоть и связан с громадными человеческими и энергетическими затратами. Но человечество нуждается в этом, наша общая ситуация настолько сложная и грозная, что только культурные инициативы могут совладать с напряженностью. Искусство позволяет нам выйти в измерение высоты. Это важно — не остаться на обыденном уровне, а иметь возможность взлететь.

Афиша «РГ»

12 апреля — 19:00 НОВАТ, Новосибирск. Гастроли Большого театра в России. Балет «Дама с камелиями», дирижер П. Сорокин. Солисты: С. Захарова, Д. Родькин, М. Виноградова, Р. Скворцов, П. Чухнов.

13 апреля — 19:00 НОВАТ, Новосибирск. Гастроли Большого театра в России. Балет «Дама с камелиями», дирижер П. Сорокин. Солисты О. Смирнова, А. Овчаренко, М. Виноградова, Р. Скворцов, П. Чехунов.

13 апреля — 19:00 Концертный зал Мариинского театра, Санкт-Петербург. «Транссибрский в гостях у Мариинского». Новосбиирский академический симфонический оркестр, дирижер Т. Зандерлинг. А. Бузлов (виолончель). В программе Вагнер, Шуман, Рахманинов.

14 апреля — 19:00 Концертный зал Самарской государственной филармонии, Самара. «Симфонический вечер в Самаре», дирижер М. Щербаков, В. Репин (скрипка). Программа уточняется.

15 апреля — 19:00 Концертный зал Самарской государственной филармонии, Самара. «Камерный вечер в Самаре». В. Репин (скрипка), А. Бузлов (виолончель), К. Лифшиц (фортепиано). В программе Брамс, Григ, Чайковский.

20 апреля — 19:00 Концертный зал Самарской государственной филармонии, Самара. «Транссибирский TONALI-тур». Солисты А. Вермайер, Н. Райх, В. Зоос. В программе Гайдн, Рахманинов, Шостакович.

Источник: rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору