В поисках идеала. Челябинская филармония провела фестиваль «Хоровые ассамблеи»

Добавлено 18 мая 2018 волонтер

Челябинская филармония

Апрель стал по-настоящему ударным месяцем для челябинской филармонии, которая, впрочем, всегда рьяно окучивает культурную южноуральскую ниву, невзирая на не слишком благоприятные финансовые условия. Если бы какой-то умник вдруг решил составить рейтинг культурных учреждений в апреле, то филармония безусловно бы заслужила желтую майку лидера. Вслед за покорением КНДР, проведением мацуевского праздника жизни, город принял еще один полномасштабный фестиваль «Хоровые ассамблеи».
Пять на пять

Хоровой форум не менее представительный, а по количеству участников еще и посолиднее многих будет: пять совершенно разных коллективов, больше 150 участников. К тому же имеет ярко выраженную просветительскую нотку — в нынешнем государстве хоровые традиции и хоровые фамилии стали подзабывать, а зря.
«Хор — прообраз идеального общества», — говорил еще Георгий Струве, замечательный советский композитор и хормейстер. Современное общество сейчас занято совершенно иными проблемами, неплохо бы ему напомнить прописные истины, которые, несмотря на банальность, по-прежнему действуют. Такую заботу взяла на себя челябинская филармония и вот уже третий год подряд целенаправленно работает в этом направлении, присоединившись к Москве, Санкт-Петербургу, Хабаровску, Белгороду, где также поддерживают традицию проведения ассамблей.

C 21 по 25 апреля в Челябинске прошел фестиваль «Хоровые ассамблеи». Форум состоялся уже в третий раз. В нем приняли участие пять творческих коллективов, более 150 исполнителей. Концерты прошли на двух площадках: в зале имени Сергея Прокофьева и органном зале «Родина».

Пять дней, пять концертов. Приглашенная звезда — знаменитый хор имени Свешникова, который ценят во всем мире, звучание и трактовки которого считаются своеобразным эталоном русской певческой стилистики. Мужской хор из Осетии (Алания) челябинцам уже известен по другому фестивалю — «Синегорье». Минувшей осенью на танцевальном форуме отличились не только осетинские танцовщики, аплодисменты публики заслужил и небольшой певческий ансамбль. На весенние ассамблеи гости из Алании прибыли в расширенном составе.
А вот польский коллектив Collegium Cantorum в Россию приехал впервые. Новичкам — особое внимание.

Братья-славяне

Оказалось, руководитель коллектива Ченстоховской филармонии Януш Сядляк в Челябинске побывал уже трижды.

— Первый раз приехал на конференцию как гость, во второй приезд дирижировал хором челябинской филармонии, мы исполняли польские произведения. Вот теперь привез свой коллектив, — поясняет пан Януш.

— Ну и как вам наш фестиваль? — пытают журналисты.

— Нравится, — признается. — Очень заинтересовал мужской хор из Алании, он заметно отличается тембром звучания, поскольку у исполнителей свой генотип заложен. Мы бы так не смогли, — уверенно заявляет гость. — Мы поем совсем в другом стиле. Но в плане опыта это было интересно.

— Как часто вашему коллективу удается участвовать в фестивалях, ездить на гастроли?

— Хоровое искусство в Польше очень развито, но, как вы понимаете, все зависит от финансирования, от желания и возможностей организатора. В этом году мы поедем в Аргентину, думаю, будет интересная поездка, а через год, может быть, еще раз в Россию приедем.

— Государство поддерживает хоровое искусство?

— Конечно, существует государственная поддержка, иначе бы не смогли к вам приехать. В первую очередь нам помогло министерство культуры.

— В России наряду со светскими хорами существует достаточно много духовных коллективов: хор Валаамского, Данилова монастыря… В Польше всегда были сильны традиции католицизма, есть ли у вас духовные коллективы?

— Есть, — подтверждает хормейстер. — Но здесь нужно разделять — профессиональный хор, филармонический, муниципальный, должен соответствовать определенным критериям, в частности, исполнять самую разноплановую музыку. Хоры при церквях, которые исполняют только духовную музыку, по большей части любительские. У нас в коллективе совсем иные приоритеты, хотя мы тоже с удовольствием исполняем духовные произведения. Кстати, когда к нам приезжала ваш хормейстер Ольга Селезнева, мы делали концерт в церкви, и в программе звучала православная музыка.

— Русские и поляки — братья-славяне, между ними много общего, существуют ли различия в хоровых традициях и какие?

— Больше различий между православной и католической традициями, — поправляет Януш Сядляк. — Этим определяются тембральные отличия в звучании. Для россиян большое значение и влияние имеет русская песня, в ней композиторы черпают свои силы, и это определяет звучание хора в целом. Наши традиции больше связаны не с фольклором, а с общеевропейской культурой, в которой сказывается влияние Германии, Великобритании.

Правильное или отличное?

После приятной беседы отправляемся в зал, чтобы попытаться услышать те самые тембральные отличия, о которых вещал пан Януш. В финальном гала-концерте участие приняли четыре коллектива из пяти — лишь капелла мальчиков из Екатеринбурга выбыла из игры. Впрочем, концерт и без мальчиков получился разноплановым и объемным, пожалуй, даже чересчур — три часа с хвостиком. Челябинская публика была настолько теплой и дружеской, что коллективы не спешили уходить со сцены.

Хозяева фестиваля, Челябинский камерный хор, задали тон с высокой ноты — начинать концерт с духовного произведения в принципе достаточно рискованно. Но песнопение «Блажен муж» Киселева прозвучало искренне и проникновенно, моментально подкупив публику. Челябинцы рискнули — и выиграли. Было приятно услышать произведения уральских композиторов, которые прекрасно вписались в общий контекст. Если честно, сочинения Гальперина у пристрастного слушателя вызвали гораздо большее волнение, чем выверенное, хрустальное, но какое-то холодное звучание мендельсоновского опуса в исполнении польских гостей. Зря, зря поляки так легко отказались от родного фольклора в пользу усредненного общеевропейского образца — правильное не всегда значит лучшее.

Сравнение оказалось наглядным и полезным — российским провинциалам зачастую присущи излишняя скромность и преуменьшение собственных заслуг. А гала-концерт вслед за фестивалем подкинул повод для гордости.

Продолжение следует

Эстафету подхватил осетинский коллектив. Выступление южан было напористым, брутальным, древние напевы бередили подсознательное, старинные обряды завораживали. Вот только пояснения получились чересчур пространными и тихими даже для зала с хорошей акустикой.

Московскому гостю, хору имени Свешникова, досталась столь же почетная, сколь и трудная миссия закрывать фестиваль. Публика уже заметно подустала в процессе хорового марафона, после тягучих напевов с гор ей явно требовалась хорошая встряска. Евгений Волков, руководитель коллектива, спас ситуацию — взял инициативу и конферанс в свои руки. Он не стал утомлять публику перечислением знаменитых имен и регалий. Его небольшие, но емкие комментарии были интересны и содержательны, а самое главное — врезались в память: о том, как Сталин собственноручно вычеркнул сцену смерти князя Александра Невского из одноименного фильма со словами: «Такой князь не может умереть». Или о том, как Александр Абрамский юнкером стоял у Зимнего дворца, не пуская туда большевиков, и как он стал впоследствии большим пролетарским композитором. И ему удалось хорошенько подвесить на крючок уже готовое отключиться зрительское внимание.

Впечатлил подбор музыкальных номеров. Знаменитый шедевр Дунаевского «Широка страна моя родная» теперь звучал не как гимн, а скорее как вызов, даже протест против нынешней действительности. Солировал старейший участник хора, голос немного дрожал, что усиливало эффект некогда великого прошлого.

Потрясающая кантата Прокофьева «Александр Невский», увы, забыта, как и фильм. Призыв «Вставайте, люди русские» зазвучал набатом, вызвал волну аплодисментов. Некогда знаменитое, но по-прежнему потрясающее «Время, вперед!» в эксклюзивной обработке для хора — такого нигде не услышишь.

— Какую музыку создавали прежде…, — наклонилась соседка к подруге.

Несмотря на поздний час, настоящие меломаны задержались до последней ноты. Провожали гостей шумно. Расходились со смешанным чувством сожаления и надежды. Сожаления об утраченном и надеждой на возрождение. Спасибо филармонии за то, и за другое. Будем ждать продолжения.

Фото Рустама Шаимова из группы вКонтакте, из открытых источников

Виктория ОЛИФЕРЧУК

vecherka.su/article…363/

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору